— Говорить – говорят, а денег-то достаточно дают?
— Не могу сказать, что достаточно (этим, я думаю, вряд ли какая сфера, особенно социальная, может похвастаться). Но и говорить о том, что нам совсем мало внимания уделяется, тоже нельзя. Просто, видимо, нужны более действенные механизмы реализации культурных программ на государственном уровне, еще более значительные финансовые вливания. И в первую очередь — инвестиции в сферу искусства и культуры.
— Но инвестиции — дело добровольное и, следовательно, необязательное.
— Да, желание инвестировать в культуру напрямую зависит от культурного уровня самого инвестора.
— То есть для того, чтоб инвестиций дождаться, следует сначала «окультурить» инвестора, что непросто сделать без его же инвестиций. Замкнутый круг получается?
— Возможно. Но я — оптимистка, верю в лучшее. Особенно когда вижу результаты нашей работы, вижу лауреатские дипломы наших коллективов, в театре и филармонии — полные залы. К примеру, билеты на юбилейные мероприятия филармонии были довольно-таки недешевыми, и, тем не менее, их раскупили все. Разве подобные вложения средств не являются своего рода инвестициями, причем самыми отрадными?..
— Оторопь ведь берет, когда сопоставляешь несопоставимые величины требуемых средств и выделяемых. К примеру, на проведение капитальных ремонтов областных и муниципальных учреждений культуры нужно 200 млн. рублей, а в 2009 году было выделено в 10 раз меньше. На решение вопросов с пожарной безопасностью наших учреждений в прошлом году выделено только 6% необходимой суммы. И таких примеров можно привести много. Становится совершенно непонятно: как это в сфере культуры до сих пор еще все не развалилось?
— Потому что держится все в значительной степени на уникальных людях, энтузиастах и профессионалах своего дела. Да и с «материальными благами» у нас не все так страшно, как вам кажется. Да, денег действительно не хватает, иногда даже катастрофически; да, мы сталкиваемся порой с несовершенством законодательства. Но, уверяю вас, ситуация сегодня, хоть и медленно, но выравнивается, и — если уж мы в непростые 90-е выжили — в дальнейшем она будет меняться только к лучшему.
— Какое из направлений работы вашего комитета вы считаете сегодня наиболее благополучным?
— В каждом есть и проблемы, и достижения. Пожалуй, наиболее устоявшимся и обласканным законом направлением остается библиотечное дело. И хоть в законы о нем ежегодно вносятся поправки, все они направлены только на улучшение.
— Удается ли пополнять библиотечные фонды?
— Да, мы постоянно ведем эту работу, и, кстати сказать, по книгообеспеченности на одного жителя наша область в 2009 году занимала седьмое место в России. Уже третий год работает федеральная программа комплектования книжных фондов, позволяющая нам приобретать новые издания. Отрадно, что в прошлом году более двух миллионов рублей из федерального бюджета пошли на комплектование фондов муниципальных библиотек. Покупается хорошая литература, классика, энциклопедии. Празднование юбилея Великого Новгорода позволило нам за счет средств регионального и муниципального бюджетов приобрести книги по краеведению. Благодаря такой планомерной работе постепенно исчезает с полок всякого рода «макулатура». Кстати, сравнительные цифры говорят о том, что новгородцы являются одними из самых читающих жителей Северо-Запада России, и очень радует, что растет число юных читателей — детей до 14 лет. В нашей области процент этой категории читателей выше среднего по России. Все это укрепляет нас в мысли, что потребность в нашей работе есть, и большая. Кроме того, лучшие традиции этой работы как жили, так и живут.
— Какие именно?
— А вы поезжайте куда-нибудь в глубинку, посмотрите. Даже в самой крохотной сельской библиотеке, которая вся в одной комнатке умещается, вы обязательно найдете и уголок «Родной край», и четко выстроенный план работы с читателями, и саму эту работу.
— А как обстоят дела с клубами в районах?
— Конечно, есть проблемы, но в целом неплохо. В наших четырех тысячах клубов и любительских объединений занимаются 9 процентов всего населения области — это намного больше, чем в других областях Северо-Запада. И губернатор области поставил задачу не сокращать их число, на это теперь все главы муниципальных образований ориентированы. Все ведь понимают огромное значение народного творчества, ремесел, традиций — той «корневой системы» нашей национальной культуры, которую мы просто обязаны сберечь. Особенно здесь, на новгородской земле.
— Это вы уже о домах народного творчества говорите?
— И о клубах тоже. О замечательных фольклорных коллективах, которые эту задачу уверенно решают. О наших народных ансамблях, к примеру, «Радоль» Мошенского района, «Свояне» Хвойнинского района, «Вечерок» Старорусского района, о таком чуде, как Центр музыкальных древностей Владимира Ивановича Поветкина.
— Еще великий Гёте заметил: «Деньги — превосходная вещь, где нужно с чем-нибудь покончить». Подобную мысль, крамольную по нашим рыночным временам, странно было бы услышать от руководителя, чье ведомство хронически страдает от безденежья. Любопытно поэтому, что вы имеете в виду, усомнившись в благодатных свойствах коммерциализации?
— Только то, что учреждение культуры, сделавшись достоянием частного бизнеса, рискует утратить свои социальные функции. Как это произошло, например, с большинством кинотеатров нашей страны. Как только во главу угла была поставлена прибыль, они очень быстро превратились в торговые центры, в увеселительные заведения, во что угодно, только не в социально ориентированные учреждения.
— А у нас с кинопрокатом дело как-то иначе обстоит?
— Совершенно иначе. Прежде всего мы сумели сохранить типовое учреждение культуры, что само по себе уже огромная редкость. То есть все нормативы, все социальные и просветительские программы, общественно значимые проекты — всё это соблюдается и работает, пусть иногда даже в ущерб экономической целесообразности. Более того, нам удалось сохранить практически всю сеть киноустановок по области, что тоже теперь редко где встретишь. Новгородский Киноцентр закупает на заработанные деньги новые фильмы, показывает их, затем на льготных условиях передает по сети районам, которые, в свою очередь, тоже на них зарабатывают. По области успешно работают свои киноцентры (в Валдае, например, в Хвойной, в Крестцах). В районах, как и в самом Новгороде, укореняются собственные кинофестивали. Приведу только одну цифру: среднее число посещений кинотеатров и киноустановок на 1000 жителей у нас составляет 760, в то время как, скажем, в Республике Коми — 306, в Ленинградской области — 270.
— Но не все ведь так безоблачно в подведомственной вам сфере. Наверняка есть какая-то головная боль?
— Разумеется, проблем сколько угодно. А головная боль самая серьезная — материально-техническая база наших учреждений. У нас есть здания, которым по 50—60 лет, есть — по 100, и даже по 110. Я уже говорила, какие средства нужны для того, чтобы поддерживать их в должном состоянии.
— А денег на их содержание вы разве не получаете?
— Получаем, но здесь нужно иметь в виду следующее. В непосредственном подчинении нашего комитета числится всего 13 областных учреждений культуры: колледж искусств имени Рахманинова, «Киносервис», театр, филармония, Дом народного творчества, две библиотеки, Музей художественной культуры и другие. Все остальное находится в ведении и на содержании муниципалитетов. Безусловно, это и наши учреждения — мы активно там работаем в плане творчества, методологии, финансируем программы. Иными словами — наполняем содержанием, но не содержим. Разве что только в рамках софинансирования по областной программе «Культура Новгородской области» (расходы на которую, кстати, увеличены почти на 50 процентов). Это позволит нам приобрести инструменты для музыкальных школ области и купить автобус для специализированной библиотеки «Веда».
Владимир БОГДАНОВ (фото)