Пятница, 03 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Каменный эксклюзив,

{thumbimage 150px 1}или Долгая жизнь одного доходного дома.
О доме Берга на Большой Московской улице в Великом Новгороде знают многие. Но многое ли? В интересной и неоднозначной истории этого памятника архитектуры конца ХIХ века попробовал разобраться корреспондент «НВ».
В начале главной магистрали Торговой стороны купцы и другие почётные граждане города издавна охотно строили свои особняки и доходные дома: здесь жили купцы Воронины, имели владения Сметанины, Соловьёвы держали гостиницу...
Все эти постройки, которые новгородцы могут наблюдать и сегодня, выдержаны в похожем архитектурном стиле. Из оштукатуренных и покрашенных каменных красавцев «выбивается», пожалуй, лишь дом одного из самых богатых новгородских купцов II гильдии Эмилия Ивановича Берга, построенный в 1868–1869 годах.
 Для справки: чтобы понимать, чем в те годы отличались купцы разных гильдий, стоит обратиться к Уставу Главного магистрата, принятого в 1721 году, который делил всё городское население страны на «регулярных граждан», распределявшихся в зависимости от капитала и рода занятий по двум купеческим гильдиям, и «подлых людей» — чернорабочих и подёнщиков. Чтобы считаться купцом третьей гильдии, нужно было обладать минимумом капитала в 500 рублей, второй — уже в размере тысячи рублей, первой — 10 тысяч рублей. А к 1807 году взнос для вступления во вторую гильдию составлял уже 20 тысяч рублей. Так что, надо думать, Эмилий Берг мог позволить себе построить особняк по особому проекту.
Новгородцы в то время обращали свое внимание прежде всего на необычное оформление фасадов дома, выполненное в новом для города тех лет стиле эклектики: кладка фасада здания была выполнена из разноцветных кирпичей, украшена лепными вазами, карнизами разных форм. Все эти элементы декора делали дом Бергов самым нарядным на улице. Кстати, это здание, являющееся сегодня памятником гражданской постройки, — самый ранний образец эклектики на Новгородской земле.
Однако дом Эмилия Ивановича выделялся не только своей красотой, но и размерами: страховая оценка дома в XIX  веке составляла от 6 до 12,8 тыс. рублей. Для сравнения, среди всех зданий центра Торговой стороны, в пределах пяти соседних кварталов, только дом Соловьёва с гостиницей оценивался дороже дома Берга.
Между тем, помимо упомянутого дома, Эмилий Берг владел также усадьбой с каменными домами и водочным заводом на перекрёстке современных улиц Никольской и Михайловской, участком с деревянным домом на Дворцовой и несколькими лавками на Торгу. Впрочем, и новый дом на Большой Московской приносил купцу прибыль: второй и третий этажи сдавались под квартиры, а на первом располагалась аптека.
На дореволюционных изображениях памятника видно, что южная треть здания была прорезана проездной аркой шириной около четырёх метров — её следы видны на дворовом фасаде. Главный вход, предположительно в аптеку, находился в центре западного фасада. Оба балкона дома Берга были покрыты складными тентами с металлическим каркасом. Семье Бергов здание принадлежало до 1922 года. Эти и другие интересные особенности строения и отделки дома приводит искусствовед Владимир Ядрышников в исторической справке к эскизному проекту реставрации памятника архитектуры конца XIX века — «Дома Берга».

А за стенкой радио играло

С приходом к власти Советов в купеческом доме размещались два совершенно разных, но очень известных учреждения: новгородское отделение Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР и «Общество любителей радио». Тогда по городу ходили слухи, что за толстыми стенами подвала бывшего дома Берга проводятся допросы граждан, подозреваемых в заговорах против Советской власти. Впрочем, сказать точно, так было на самом деле или нет, утверждать не берёмся. Но, думается, не случайно чекисты приложили руку к этому памятнику гражданской архитектуры. В плане ремонта точно — как следует из исторической справки искусствоведа Владимира Ядрышникова, в 1920–1930-е годы дом Берга неоднократно ремонтировался и подвергался перестройкам. Коррективы в облик здания внесла и Великая Отечественная война: была утрачена кровля, все деревянные конструкции, имелись утраты кладки в карнизной части.
Восстановление этого памятника началось еще во время войны, в конце 1944 года. Заказчиком выступала госбезопасность. Восстановительные работы, надо заметить, велись с очень высоким качеством: кирпичных вставок было не видно, швы проработаны аккуратно, на лицевом фасаде даже не видна закладка проездной арки, отмечает в своей работе Ядрышников. Но оно и понятно: не каждый хотел попасть под горячую руку сотрудников наркомата государственной безопасности. Позже в восточной половине подвала бывшего дома Берга располагалась котельная комитета.
Позже это здание ещё не раз подвергалось ремонту: переделывались дверные и оконные проёмы, частично закладывались арки, пробивались новые проёмы.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов в здании размещалась областная юношеская библиотека. Я помню, как нас, маленьких её посетителей, восхищала необычная отделка здания, как внешняя, так и внутренняя: на потолках была лепнина, стояли красивые деревянные двери… Но потом ввиду аварийного состояния здания учреждение культуры оттуда переехало, окна частично заложили кирпичом, входы заколотили. Некогда самый красивый дом центра Большой Московской улицы начал умирать.

Что нам стоит дом построить!

Все это продолжалось до тех пор, пока здание не стало собственностью строительной организации ООО «Инжстрой». Памятник гражданской архитектуры достался фирме в счет ранее выполненных работ на социальных объектах города.
— Состояние здания было плачевным, — отмечает главный архитектор ООО «Инжстрой» Александр ГАЛКИН. — Требовалось восстановление около 80 процентов первоначальной лицевой кладки центрального фасада. Большая часть оконных перемычек пришла в негодность. Кроме того, перекрытия и кровлю нужно было менять полностью.
Несмотря на такое запущение, руководство фирмы приняло решение отреставрировать памятник с приспособлением его под административное здание. Работа предстояла очень кропотливая: проектом предусматривались не только реставрация поверхности фасадов здания с применением материалов, идентичных первоначальным, но и полная замена инженерных сетей, внутренняя перепланировка. Для реставрации уникальной кладки специалистами фирмы выливался специальный профильный кирпич. Усилиями историков, архитекторов и строителей были восстановлены лепные декоративные элементы, украшавшие дом Берга изначально, воссоздана первоначальная цветовая гамма фасада.
Официально в эксплуатацию бывший дом Берга был сдан в ноябре 2008 года. Сегодня это трехэтажное здание с мансардным и цокольным этажами представляет собой всё тот же доходный дом, коим он и был во времена его первого владельца Эмилия Берга. Только в данном случае хозяев у здания несколько: на втором и третьем этажах располагаются офисы различных фирм, а на первом находится сам «Дом Берга» — так называется кафе, которое сейчас закрыто на реконструкцию. Так что история  продолжается.
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года