Суббота, 04 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Фарфоровый дом

{thumbimage 150px 1}В Музее художественной культуры Новгородской земли завершают работу над необычной экспозицией
В скором времени в помещении здания, расположенного на месте не сохранившейся до наших дней юго-западной башни Десятинного монастыря, откроется экспозиционный… цех. В помещении, в котором сейчас полным ходом идут ремонтные работы, будут воссозданы интерьеры фарфорового завода: посетитель экспозиции совершит путешествие по цеху, попадет внутрь гончарного горна и ощутит себя художником по фарфору. Машиной времени в данном случае будут выступать современные мультимедиа. Так «пропадающая стена», имитируящая кирпичную кладку стены горна, совмещенная с экраном с переменной прозрачностью, позволит познакомиться с фарфоровым производством: интерьерами, оборудованием, технологией. «Заглянув» в язычок-задвижку «пироглаз», посетители смогут увидеть процесс обжига изделий внутри печи.
А информационно-справочная система «Умный свет» позволит посетителю самостоятельно получить информацию об экспонате, найти и реально увидеть его в экспозиции. Также появится фрагмент интерьера советской кухни середины ХХ века. А в рамках мастер-классов всем посетителям будет предоставлена возможность самостоятельно расписать готовую фарфоровую форму под руководством профессионального художника и забрать её с собой.
Главным героем всей экспозиции будет выступать кобальтовый чайник, который в интерактивном режиме расскажет о развитии производства фарфора на Новгородчине от К.Я. Рейхеля и И.Е. Кузнецова до наших дней.
Выбор темы фарфора для создания новой отдельной экспозиции, получившей название «Дом новгородского фарфора», не случаен. Ведь, как известно, на территории Новгородской губернии в период до 1917 года находилось шесть стекольных и фарфоровых заводов. Преуспевающим владельцем фарфоровых предприятий был Иван Емельянович Кузнецов, семья которого в начале XX века стала по сути монополистом на севере России. Уникальная технология и изысканная роспись фарфоровых изделий, выпускаемых на этих заводах, впоследствии стали визитной карточкой мастеров Новгородской земли. В настоящее время производство фарфора в области продолжается только в  ООО «Фабрика И.Е. Кузнецова на Волхове» в Чудове. Да и то это в основном вещи массового потребления: сувенирные кружки с изображением памятников Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и других городов, простые тарелки и чашки. На заводах «Пролетарский фарфор» в поселке Пролетарий и «Возрождение» в селе Бронница производство и вовсе прекращено, а заводы признаны банкротами.
— Сегодня много говорится о том, каким именно должен быть бренд Новгородчины: кто-то предлагает бересту, другие — вечевой колокол, — рассуждает директор Музея художественной культуры Новгородской земли Юлия КОЛОМЫЦЕВА. — Но не стоит забывать, что в советское время одним из таких новгородских брендов и была как раз фарфоровая посуда, особенно с синим кобальтовым покрытием. «Синяя посуда», как называли её в народе, была не только в каждой новгородской семье, но и в домах у многих россиян. Именно её привозили из города на Волхове многочисленные туристы. Между тем индустриальный туризм становится сегодня всё более популярным в мире, и нам есть чем гордиться в этом плане.
На сегодняшний день коллекция новгородского фарфора в фондах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли включает более восьмисот единиц хранения. Среди них помимо предметов, выпускаемых на поток, есть и уникальные авторские сервизы, и отдельные изделия, датированные началом XX века. Но 95% этой коллекции простому посетителю музея недоступны. Вот и на открывшейся на днях в залах музея выставке «Праздники и будни», приуроченной как раз к 160-летию со дня рождения выдающегося русского предпринимателя Ивана Кузнецова, новгородский фарфор наряду с такой визитной карточкой нашего региона, как «Крестецкая строчка», занимает лишь незначительную часть экспозиции. Первенствуют здесь традиционно живопись и графика новгородских художников.
— Отчасти этот вопрос и должна решить новая экспозиция, ведь в Доме новгородского фарфора будут представлены открытые фонды музея, — говорит куратор проекта Ольга ГУСЕВА. — То есть мы покажем всё, что имеем в своих запасниках. И кто-то увидит знакомый с детства сервиз, другие удивятся необычной форме посуды, а кого-то восхитит роспись изделий. Интересно будет всем.
Как нам рассказали в музее, сейчас заканчивается этап сбора информации по истории развития в Новгородской области фарфорового производства, идёт атрибуция фондов музея с уточнением датировки и авторства неизвестных предметов коллекции. Кроме того, уже разработан фор-
эскиз будущей экспозиции, завезена часть заводского оборудования, необходимого для ее формирования. Финансирование столь масштабного для музея проекта идёт за счёт средств областного комитета культуры и спонсоров. Планируется, что Дом новгородского фарфора откроется в следующем году.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
фото Владимира БОГДАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года