Но всё же главные достижения художника можно видеть не в залах музея, а на стенах новгородских храмов. И особняком здесь, несомненно, стоит Софийский собор.
— Здесь, конечно, отдельно стоит отметить работу над фреской «Константин и Елена». Это просто магия какая-то, иначе охарактеризовать то, что происходило тогда, я не могу, — вспоминает Анатолий КУЗНЕЦОВ. — Многие реставраторы, пытавшиеся укреплять эту живопись, получили негативный опыт: едва кисть с растворителем касалась фрески, растворитель тёк вместе с живописью. Так уходило миллиметр за миллиметром уникальное изображение. Когда я поднялся на леса, чтобы детально рассмотреть изображение, даже руку к фреске не смог протянуть: невидимая преграда мешала это сделать. И так несколько раз. Долго я просто смотрел на фреску, пытаясь понять, как же нужно поступить. И в определённый момент контакт произошёл. Это своеобразное вдохновение, пусть и не такое, как у художников. Ну а сам процесс реставрации занял и вовсе один день. После функционального изучения слоев живописи пустоты и выбоины фрески были заполнены специальным цветным раствором. В результате цвет композиции выровнялся, и стал виден её центр. Так уникальная живопись была сохранена, и сегодня каждый может её видеть в главном храме Новгородчины.
Несмотря на возраст (в апреле Анатолию Кузнецову исполнится 74 года) художник активно работает: в настоящее время он занимается реставрацией фресок Новоспасского монастыря в Москве.
Владимир БОГДАНОВ (фото)