Суббота, 04 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

В пространстве времени

{thumbimage 150px 1}В Великом Новгороде открылась выставка одного из ведущих реставраторов русского искусства Анатолия Кузнецова.
Залы Государственного музея художественной культуры Новгородской земли для экспозиции, посвящённой 50-летию творческой деятельности заслуженного художника России Анатолия Кузнецова, выбраны не случайно. Кузнецов был одним из первых реставраторов, с 1960-х годов работавших над сохранением живописи Софийского собора. Его усилиями сохранены уникальные фрески и многих других храмов Великого Новгорода: церкви Спаса Преображения на Ильине, церкви Николы на Липне, церкви Благовещения в Скиту, Никольского собора на Ярославовом Дворище...
Картины с изображением храмов, над сохранением росписи которых работал Анатолий Семёнович, занимают отдельный выставочный зал. В экспозиции представлены также уникальные фотографии, рассказывающие о ходе реставрационных работ (помимо новгородского этапа, Кузнецов отмечен значимыми реставрационными работами в соборах Московского Кремля), инструменты реставратора, оригиналы фресок и сохранившиеся фрагменты росписей.
Но всё же главные достижения художника можно видеть не в залах музея, а на стенах новгородских храмов. И особняком здесь, несомненно, стоит Софийский собор.
— Здесь, конечно, отдельно стоит отметить работу над фреской «Константин и Елена». Это просто магия какая-то, иначе охарактеризовать то, что происходило тогда, я не могу, — вспоминает Анатолий КУЗНЕЦОВ. — Многие реставраторы, пытавшиеся укреплять эту живопись,  получили негативный опыт: едва кисть с растворителем касалась фрески, растворитель тёк вместе с живописью. Так уходило миллиметр за миллиметром уникальное изображение. Когда я поднялся на леса, чтобы детально рассмотреть изображение, даже руку к фреске не смог протянуть:  невидимая преграда мешала это сделать. И так несколько раз. Долго я просто смотрел на фреску, пытаясь понять, как же нужно поступить. И в определённый момент контакт произошёл. Это своеобразное вдохновение, пусть и не такое, как у художников. Ну а сам процесс реставрации занял и вовсе один день. После функционального изучения слоев живописи пустоты и выбоины фрески были заполнены специальным цветным раствором. В результате цвет композиции выровнялся, и стал виден её центр. Так уникальная живопись была сохранена, и сегодня каждый может её видеть в главном храме Новгородчины.
Несмотря на возраст (в апреле Анатолию  Кузнецову исполнится 74 года) художник активно работает: в настоящее время он занимается реставрацией фресок Новоспасского монастыря в Москве.
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года