— Давид Моисеевич, пристрастный интерес к возможностям цифровой техники не свойственен художникам старшего поколения. Интересно, как компьютер появился в вашей жизни и стал неотъемлемой частью творческого процесса?
— Ну, скажем, компьютер появился не в моей жизни, а в мире. Впервые с этим чудом техники я столкнулся, когда поехал в Америку в 1989 году. В Нью-Йорке мне показали маленькую дизайнерскую фирму, в которой все молодые люди сидели за компьютерами: делали рекламные буклеты, проспекты. Все они были выпускниками художественных колледжей или художественных университетов, но с очень слабым образованием. Мы же по сравнению с ними были сильно подкованные люди в этом плане, хотя компьютер тогда ещё и не нюхали.
Поэтому, когда я приехал домой, купил «персоналку». Через неделю поменял ее на новую, спустя месяц — на другую. В то время машины были чисто для офисной работы, маломощные. Так как я работал в издательстве, то и занялся сначала вёрсткой книг. Так и пошло-поехало.
— Чем вас как художника привлекает работа на компьютере: скоростью, возможностью сразу просмотреть изображение в нескольких вариантах?
— Я с самого начала своей работы в области книжного дизайна избегал рукописной деятельности. Каллиграфия — это не моя стихия, я всегда пользовался наборными шрифтами, а компьютер напичкан ими. Там такое обилие шрифтов, что сегодня заниматься каллиграфией, на мой взгляд, — безумство. Кроме того, я часто обрабатываю классические произведения искусства, интерпретируя их на новый лад.
— Да, метаморфозы, которые произошли с обликом Венеры Милосской, после того как вы поработали над этим произведением, вылились даже в отдельный проект «АРТ-словарь», где на примере разных образов богини показаны все возможные жанры искусства от классики до символизма.
— Как все концептуалисты, выразиться в одной работе я не могу, поэтому пишу сериями. А с данной работой связана вообще интересная история. Мне эта тётка красивая попалась как раз тогда, когда я изучал фильтры Photochopа. Я просто «прогнал» кусок фигуры по всем фильтрам, и когда увидел результат, то понял, что каждый из них даёт понимание определенного стиля в изобразительном искусстве. Где-то, конечно, подправил кистью компьютерной. Потом подобрал текст.
— А с чего, собственно, начинается работа по созданию коллажей из произведений классического искусства? Вы копии картин сканируете или ищете их изображения в Интернете?
— По-разному. Но поскольку я работаю над альбомами как график-оформитель, мне в руки часто попадает хорошая фотосъёмка из музеев. Я сохраняю её себе в архив. Кроме того, я стараюсь покупать хорошие современные альбомы. Сканирую, обрабатываю немножко... Потом печатаю в типографии или специальных студиях. Получившиеся листы наклеивают на пенобумагу, и это уже готовые картины.
— И как долго вы сидите за монитором компьютера?
— Десять-двенадцать часов в день.
— Есть ли в вашей жизни место классическому холсту и кисти?
— Да. Я день работаю за компьютером, день — в мастерской. Продолжаю заниматься книжным дизайном. В общем, я многостаночник.
— А преподавательской деятельностью вы ко всему прочему не занимаетесь, не передаете младшему поколению свои навыки в области компьютерного дизайна?
— Нет, я не преподаю. Современная молодежь в компьютерном деле более продвинута, чем я. Я застрял на каких-то двух-трёх программах, они же знают намного больше, умеют этим пользоваться. Другое дело, что у них очень плохо с художественной подготовкой, если не сказать больше: у них чаще всего её нет никакой. И человек, который сегодня оформляет книгу и называется дизайнером, обычно не имеет никакого художественного опыта. Так что сегодня полная анархия в области изобразительного искусства.
Владимир МАЛЫГИН (фото)