Вторник, 07 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Бронзовый всадник

Новгородцам хорошо знаком мемориальный комплекс «Монумент Победы», возвышающийся на берегу Волхова напротив Новгородского кремля, — громадная скульптура всадника и украшенная барельефами башня за ней. Однако лишь немногим горожанам известна непростая судьба этого памятника. Совсем не такая, какую прочили ему создатели.
— Идея установить памятник появилась в 1965 году, когда отмечали 20 лет победы в Великой Отечественной войне, — вспоминает Евгений АНДРЕЕВ, член Союза архитекторов области, в 60—70-е годы бывший председателем Новгородского горисполкома. — За год до того в Новгороде был установлен памятник партизану Лёне Голикову, затем открыли мемориальный комплекс «Вечный огонь» в кремле. Однако какого-то крупного монумента, воплощавшего в себе идею Великой Победы, не было. И решено было во что бы то ни стало создать такой комплекс к 30-летию освобождения Новгорода от фашистских оккупантов.
Подготовка к осуществлению амбициозных планов, по словам Евгения Андреева, началась в конце 1969 года. Было ясно с самого начала, что в новом монументе должна быть отражена не только идея победы советского народа над фашистами, а вообще героические традиции Новгорода, включая победы Александра Невского, новгородских ополченцев, участвовавших в войне с Наполеоном... Такая мысль пришлась по душе и руководству области, и культурной общественности. Историки, в частности, говорили, что, создав такой монумент, горожане исправят вину перед своими предшественниками, установившими в Новгороде памятник ополченцам времён войны 1812 года, который снесла молодая советская власть.
— Для реализации идеи решено было обратиться в общесоюзную государственную организацию «Монумент-скульптура», где работали ведущие советские архитекторы, скульпторы и художники, — рассказывает Евгений Андреев. — Самое главное — у неё был доступ к дефицитным стройматериалам. За дело решили взяться скульпторы Георгий Нерода и Ангелина Филиппова, а также архитекторы Алексей Душкин и Сайковский.

Лодка для Екатерины II

После споров и обсуждений областные и городские власти пришли к выводу, что лучшим местом для мемориала станет так называемая Екатерининская горка, что на берегу Волхова рядом с Новгородским кремлём. Мало того, что место это было высокое, видное, так ещё и в историческом центре города. В XVI веке горка была частью фортификационных укреплений, а своё оригинальное название она обрела гораздо позже — во время правления Екатерины II.
Императрица собиралась побывать в Новгороде, для чего местные жители построили лодку на тот случай, если царица изволит прокатиться по Волхову. Но государыня не соизволила впоследствии даже приехать, а лодка осталась. Говорят, что её установили на бывших крепостных сооружениях в знак памяти о знаменитой императрице, но во время Великой Отечественной войны старинное плав-средство было разрушено.
Вариант с Екатерининской горкой очень нравился авторам идеи монумента, поскольку они намеревались включить его посещение в один из туристических маршрутов. Однако у этого решения были и противники, говорившие, что памятник своей громадой разрушит восприятие Новгородского кремля. Например, так считал Илья Кушнир, в своё время бывший главным архитектором Новгорода.
Своеобразным прообразом памятника послужило знаменитое изображение Георгия Победоносца. В итоге основная скульптура комплекса была выполнена в виде красноармейца на коне: всадник, вознеся над головой меч, попирает смятую свастику.
Идею героических новгородских традиций воплощает установленная сразу за всадником 24-метровая башня с узкими окнами-бойницами. Её завершает ладья с дружинниками, держащими прапор. На стенах башни крепятся плиты с барельефными изображениями военных побед защитников России. Там можно найти и средневековых воинов, и драгунов XIX века, и солдат Великой Отечественной.
Если башня особых нареканий у новгородцев не вызывала, то всаднику досталось. Скульпторов упрекали в грубости исполнения, отсутствии пластичности. Однако и Нерода, и Филиппова, по словам Евгения Андреева, предъявляли контраргументы. Они говорили, что памятник намеренно исполнен в такой манере, чтобы вступать в диссонанс с плавными линиями новгородских храмов и кремля. С этой же целью весь монумент был выполнен в чёрно-серых тонах, дабы ничто не могло навести туристов на мысль о том, что мемориальный комплекс и кремль — одно целое.
Правду говорили мастера или лукавили, мы вряд ли узнаем: авторов скульптуры давно нет на свете. Но, по словам Андреева, после того как установка памятника в Новгороде получила официальное одобрение, он случайно узнал, что монумент на самом деле предназначался не для областного центра.
— По одним данным, Нерода делал его для Польши, по другим — для Белоруссии, — рассказывает Андреев. — Но там его не приняли, и, чтобы работа не пропала, автор решил предложить его Новгороду, дополнив смятым фашистским крестом и барельефами для башни.
Как рассказывает Борис ШВЕДЧИКОВ, в конце 1973 года заступивший на пост председателя Новгородского горкома, для монтажа скульптуру всадника, весившую около 9 тонн, в разобранном виде доставили к Екатерининской горке накануне празднования 30-летней годовщины освобождения Новгорода от фашистской оккупации, а 20 января 1974 года состоялась торжественная церемония открытия памятника.
Радостное событие омрачал, пожалуй, только перерасход средств, который был допущен строителями и скульпторами. По словам Шведчикова, планировали потратить чуть более 400 тысяч рублей, а издержали гораздо больше. Сколько, не сказал. Но признался, что получил за перерасход выговор.

Памятник забвению


Самое интересное, что мемориальный комплекс планировали сделать не просто местом для отдания памяти героям, но и музейным объектом. В высоком постаменте планировалось открыть военный музей, а внутри башни была смонтирована железобетонная лестница, по которой можно было подняться на смотровую площадку в верхней части стилизованного бастиона. Предполагалось, что одновременно там смогут находиться шесть человек.
Но эти планы не сбылись до сих пор — о них попросту позабыли. Помещение в постаменте мемориала пустует, а смотровая площадка не используется по прямому назначению. При этом точки, с которых туристы могли бы осмотреть Новгород и его округу с высоты, всего две: на Кокуе, одной из башен кремля, и Софийской звоннице. Получается, в новгородской туристической инфраструктуре «Монумент Победы» остаётся «мёртвым грузом».
— Несколько раз мне удавалось подняться на смотровую площадку монумента, — делится впечатлениями Евгений Андреев. — Вид оттуда открывается прекрасный. Можно увидеть Юрьев монастырь, музей деревянного зодчества «Витославлицы», Рюриково городище и многое другое. С одной стороны, туристы, поднимающиеся на башню мемориального комплекса, получали бы острые ощущения — до земли оттуда около 35 метров, а с другой — громадное эстетическое удовольствие.
Как с улыбкой говорит Евгений Андреев, по идейным соображениям изобразить всадника верхом на кобыле было невозможно. С понятием победы в России ассоциируется именно конь. Противоположный вариант, по мнению авторов монумента, был бы менее убедителен.
— То, что смотровую площадку на монументе нужно обязательно использовать, — это точно, — соглашается директор новгородского офиса туризма «Красная изба» Оксана ЧЕРНЕГА. — Их в Новгороде не хватает. Причём это будет интересно не только для туристов, но и, например, для журналистов. Как местных, так и приезжих. Они смогут проводить интересные съёмки. Что касается музея внутри постамента — идея хорошая. Самое главное — суметь её преподнести так, чтобы этот объект мог конкурировать на туристическом рынке. Если мы берём тему войны, это должна быть такая экспозиция, которая провоцировала бы человека на сильные, искренние переживания. Это было бы интересно и с воспитательной точки зрения: ведь экскурсии можно устраивать не только для взрослых, но и отдельно для школьников и студентов. И, думаю, здесь не обойтись без творческого подхода, применения современных фото-, видео- и цифровых технологий. Да мало ли чего! Памятник можно было бы использовать не только внутри, но и снаружи. Скажем, можно было бы организовать рядом уличный кинотеатр и одну из стен постамента использовать как экран для проектора. И не стоит стесняться «спорных художественных особенностей» фигуры коня. Важно суметь рассказать о них адекватно.

Вместо эпилога

Но, по словам Дианы АФАНАСЬЕВОЙ, главного специалиста отдела по культурному наследию новгородской мэрии, пока в планы власти не входит обустройство музея внутри постамента. Самое большее — открытие смотровой площадки. Точно известно только, что во время подготовки города к грядущему 65-летию Победы в Великой Отечественной войне мемориальный комплекс подвергнут косметическому ремонту.
 
Елена КУЗЬМИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура