Да и так ли важно новгородским любителям кино — кто получит золотую статуэтку, условно говоря, а кто — диплом или «спасибо»? Чернухой уже перекормлены. Нам бы хорошего кино.
И вот в этом плане, на мой вкус, «Юнкерам», конечно, трудно было бы тягаться с вышеназванными картинами. Ну, хотя бы по той простой причине, что картина Черницкого — никакая не премьера, по большому счету, а всего лишь киноверсия 12-серийного телефильма с таким же названием, увидевшего свет еще в 2007 году и в том же году получившего «Гран-при» Х Евразийского телефорума.
Однако кто не видел или забыл про 620-минутный сериал, с удовольствием посмотрел двухчасовой фильм, в основу которого (или которых?) Черницкий совместно со сценаристом Аэлитой Романенко положили роман «Юнкера», а также повести «Поединок», «На переломе» («Кадеты») и некоторые другие рассказы Александра Куприна плюс эпизоды из его биографии. Кроме того, в сценарии использованы документы военной истории России и воспоминания последних юнкеров — выпускников юнкерских училищ. Это, собственно, и делает картину достоверной, привлекательной и лирической, если такое можно говорить о военно-костюмном кино. Правда, время действия вопреки воле Куприна сдвинуто с конца XIX века на примерно 1910—1913 годы, канун Первой мировой войны. Но здесь понятен соблазн, против которого не мог устоять режиссер: время, когда вся Россия предчувствовала близость глобальных потрясений, очень кинематографично.
— Мы знаем, что произошло после войны 1914 года, — говорит Игорь Черницкий. — Для одних юнкера станут злейшими классовыми врагами, для других — средоточием боли и тревоги за судьбу своих детей, вчерашних мальчишек. Это трагическая тема. С кем будет военная молодежь, какой она будет — все это чрезвычайно волновало Толстого. С этой же темой связан центральный смысловой эпизод булгаковской «Белой гвардии». Именно об этом рассказывают купринские «Юнкера». Это центральная тема и моего фильма.
Добавлю, «Юнкерам» и новгородцам повезло, потому что фильм демонстрировался в 18.30. Пусть и не самое удобное время, но что было делать тем, кто хотел бы увидеть картину Андрея Розенкова «Кромовъ» (примерно из того же времени: 1916—1917 годы)? Премьера ленты, которая была впервые показана в программе Московского международного кинофестиваля-2009, в Новгороде была назначена на 15.00. Бежать с работы?
Конечно, издержки нашего экспресс-фестиваля очевидны. Но очевидно и удивительно другое — что он вообще состоялся и что четыре фильма, названные выше в данной заметке, были предложены нам организаторами. Особенно ярко они выглядели на фоне остального репертуара. Например, дебютная картина Екатерины Толдоновой «Государыня и разбойник» приехала к нам с кинофестиваля «Окно в Европу», что проходил в середине августа в Выборге. Прямо скажем, там фильм о том, как встречались императрица Екатерина и Емелька Пугачев (на самом-то деле никогда они не встречались, но у режиссера иное мнение), вызвал недоумение.
Специально нашел рецензию на «Государыню и разбойника». Не откажу в удовольствии процитировать: «Сия фантазия заставляет вспомнить произведение Василия Аксёнова «Вольтерианки и вольтерианцы», в котором писатель также предположил, какой могла быть встреча Екатерины Великой и Вольтера. Ради чего снимался фильм? Пожалуй, ради того, чтобы государыня задала разбойнику вопрос: а как бы он правил, если бы оказался на престоле? И ответа на этот вопрос она так и не получает. Претензий к картине много. Начиная с того, что в ней масса ненужных, сделанных с помощью компьютерной графики вставок вроде снов, воспоминаний и размышлений императрицы. И заканчивая отсутствием хотя бы какого-нибудь акцента у Екатерины — немки по происхождению. И это не считая того, что все без исключения герои разговаривают на языке ХХI века». Впрочем, не будем о плохом…