— Дорогие мои, — обратилась режиссёр к зрителям через «НВ», — когда вы смотрите историческое кино с экрана, вы должны знать, что актёры, режиссёры — люди неадекватные, они все чуть-чуть сумасшедшие. Слава Богу, если их безумие доходит до той степени нормы, когда это не пахнет клиникой. Но только безумный в наше время может делать исторические фильмы. Прошу прощения за такое слово, как «кризис». Он нас, конечно, оправдывает во всех отношениях. Но несмотря на это мы всё-таки снимаем кино, оставаясь в пределах адекватности и нормального восприятия действительности.
Мне, например, очень нравится работать с лошадьми: скачки, погони можно видеть во многих моих фильмах. Но, к сожалению, снять сегодня много красивых лошадок я не могу себе позволить. Если только в Монголию поехать, но там они уж больно неказистые: коротконогие какие-то. Поэтому сегодня я зачастую пользуюсь своими же негативами, которые мы снимали как в «Гардемаринах», так и в предыдущих фильмах серии «Тайны дворцовых переворотов». И то за это порой приходится платить. На что мой муж, кинооператор Анатолий Мукасей, сказал: «Ребята, мы же снимали это в сорокаградусный мороз, я сидел на какой-то вышке, меня сдувало практически, но почему я за свой же материал должен платить. Подарите мне возможность его восстановить в нашем новом фильме». Подарили. В фильме «Виват, Анна!», который демонстрировался на «Вече», тоже использованы такие негативы. Мы не жалуемся, не плачем, выкрутимся. Просто ситуация на сегодняшний день такова.
— Но неужели инвесторов совершенно не интересует историческое кино?
— Нет. Исторический кинематограф не интересует никаких инвесторов! И это ужасно. Я сейчас занимаюсь прокатом своего фильма «Виват, Анна!» — ощущение катастрофическое. Такое чувство, что есть какой- то сговор. Я не имею мании преследования, но понять, что происходит, не могу. Как только говорят: «Историческое кино?», я тут же слышу в ответ: «Нет. Это невозможно. Зритель на него не идёт. Более того, вы делаете умное кино, а наш зритель — от 15 до 25 лет. Он это смотреть не будет». Я вырезала «умные сцены», но всё равно процесс идёт долго. Поэтому я всем своим актёрам, уважаемым зрителям говорю, чтобы они потом внимательнее смотрели это кино по телевизору, что будут два фильма, где будет представлена полная «умная» версия того, над чем мы работали.
— На роли в своих лентах вы часто приглашаете непрофессиональных или начинающих актёров. В частности, в «Виват, Анне!» одну из ролей играет певица Алсу. Чем был обусловлен этот выбор?
— Алсу я хотела снимать очень давно. Но она никогда бы не согласилась, если бы подумала, что её берут за деньги. У неё комплекс богатой невесты, потому что она никогда не знает, за что именно её приглашают: за красоту, за талант или за деньги.
— Она что, снималась у вас бесплатно?
— Нет, конечно. Она получала свою маленькую зарплату, как все мои дебютанты. Но мне нужна была поющая актриса. Однако не стоит думать, что Алсу была вне конкуренции: у неё был кастинг, и она знала, что на эту роль пробуется также Юлия Началова. Кстати, песня, которую Алсу поёт в фильме, была специально написана под её голос и диапазон. Она ей очень понравилась, и благодаря тому, что Алсу захотела её купить, сегодня все музыкальные права принадлежат певице, это дало нам возможность закончить музыкальную часть нашего фильма.
— Вы как-то говорили, что исторические места Новгородчины могли бы стать площадкой для съёмок одного из ваших будущих фильмов. Вы уже рассматривали этот вопрос более конкретно?
— Нет, потому что мы всё время вынуждены говорить, что у нас нет денег. Это очень банальный ответ, и мне даже не интересно на эту тему рассуждать. Но каждый раз, когда я приезжаю в Великий Новгород, я с удовольствием гуляю по парку, кремлю. А у Софийского собора внимательно смотрю под ноги: вдруг найду небольшой кусочек золота, упавший с купола храма. На счастье, как у вас говорят…