Суббота, 04 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

«Размазывая» Достоевского

В Музее художественной культуры Новгородской земли открылась персональная выставка народного художника России, известного графика Бориса НЕПОМНЯЩЕГО.
В выставочных залах представлены около 130 работ мастера: графика, экслибрисы и неотъемлемые «друзья художника» — книги, иллюстрированные работами Бориса Львовича.
Корреспонденты «НВ» застали графика непосредственно в момент формирования экспозиции:
— В этот раз будет представлена галерейная развеска, а не музейная. Много воздуха, свободного пространства между работами. Вот думаю теперь, как лучше «размазывать» Достоевского по стенам.
Именно иллюстрации к произведениям Фёдора Михайловича составляют основу данной экспозиции. Да и саму выставку художник затеял неслучайно. Дело в том, что часть его работ из цикла иллюстраций к «Запискам из сумасшедшего дома», над которым Борис Непомнящий работал последние несколько лет, в скором времени станет собственностью питерского издательства «Вита Нова», планирующего выпустить «Записки» с иллюстрациями нашего земляка.
— Договор заключён, аванс мною уже проеден, так что книга точно выйдет, — с юмором заметил художник.
 На выставке представлены так- же и иллюстрации к другим произведениям Достоевского. В частности, к «Братьям Карамазовым». Великого русского писателя график иллюстрирует давно, но почему-то за эти годы в художественном портфеле так и не появились иллюстрации к «Преступлению и наказанию».
— Это уже классика. Я видел много иллюстраций к этому произведению, причём очень хороших. А делать хуже как-то не хочется, — объяснил Борис Львович.
Однако лишь Достоевским любовь к произведениям классиков у Бориса Непомнящего не ограничивается: художником созданы такие значительные графические циклы, как «Портреты русских писателей», иллюстрации к произведениям Рубцова, Свифта, Шарля де Костера, Гоголя. Но вот к последнему, несмотря на всю живописность его литературного языка, особого пристрастия график не имеет.
— Иллюстрации к Гоголю у меня, конечно, есть, — говорит Борис Непомнящий. — Но их немного, и часть из них уже старые, а часть — это эскизы к иллюстрациям повести «Шинель». Абсолютно согласен, что иллюстрировать Гоголя за счёт его подробных и красочных описаний легко, в отличие от Достоевского, который по сути своей является философом, психологом, даже прорицателем отчасти. Тут как угодно его можно назвать. Но он не живописует. Когда я делал иллюстрации к «Селу Степанчиково и его обитателям» Достоевского, я никак не мог себе представить среду, в которой живут эти люди, их характеры, психологию. Много размышлял, додумывал, предполагал. Отчасти поэтому иллюстрирование весьма задержалось. Но Достоевский мне всё-таки ближе несмотря ни на что.
— Но многие считают его сумасшедшим. За остроту в произведениях, за то, что герои его произведений часто находятся на грани между жизнью и смертью, в состоянии нервного срыва, — решили мы спровоцировать художника.
— Да, я думаю, он и сам был таким. Ведь что писатели, что художники так или иначе в своих произведениях исполняют свой автопортрет, — заметил Борис Непомнящий.
 — То есть вы согласны с утверждением, что все творческие люди — немного сумасшедшие?
— А как же!
— А какое из произведений Достоевского вам нравится больше всего.
— Всё нравится. Но «Бесы» как-то не очень.
— Ваша выставка не случайно называется «Мои друзья», которыми в данном случае являются книги. А какое место они занимают у вас в доме?
— Какое-какое? Положенное им место. На полках.
— И много там стоит томов?
— Не могу сказать, что их много. Я очень расстроился после последней кражи в 1996 году, когда меня обворовали в четвёртый раз. И каждый раз выносили все книги, что были в мастерской. Поэтому с тех пор я перестал покупать книги вообще. Беру в библиотеке.
— И чему отдаёте предпочтение: истории, искусству или, может быть, фантастике?
— Нет, что вы! Никакой фантастики. Только художественная литература и только классика.
— Интересно, а что вы читаете сейчас?
— Последние года два я вообще ничего, кроме Достоевского, не читаю. Единственное вот прочёл «Парфюмера» Зюскинда. Жуткая вещь. Она действительно пахнет...
Но я всегда в курсе последних новинок в области литературы. Хотя у нас по телевизору скорее узнаешь кого из футболистов в какой клуб перевели, нежели о книжных тенденциях. Но на радио «Маяк» известный ведущий Роман Трахтенберг, несмотря на всю свою неординарность и вызывающее поведение, очень интересно рассказывает о книжных новинках.
 В ближайшее время мэтру будет не до чтения: нужно завершить серию иллюстраций к «Запискам из сумасшедшего дома». А впереди... Впереди юбилей: в 2010 году Борису Львовичу стукнет 65 лет. Юбилеи художники отмечают, как правило, большими ретроспективными выставками. Подождём, чем удивит нас народный график Борис Непомнящий.
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура