Суббота, 04 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Привет от товарища Сталина

Почти вся северная часть административного центра города на Волхове застроена домами, спроектированными в стиле так называемого сталинского ампира, который ещё называют сталинским неоклассицизмом. Это жилые и административные здания, украшенные фронтонами, колоннадами и пышной лепниной. Как и средневековые новгородские храмы, они являются для нас одним из свидетельств прошлого, как к нему ни относиться.
 
Из истории архитектуры

 Вообще неоклассицизм, по словам новгородского архитектора Олега ОЛЬХОВИКА, стал главенствовать в архитектуре в конце XIX — начале XX веков. Он появился как своеобразная альтернатива уже развивавшемуся модерну, отличительной особенностью которого был избыток декоративной отделки. Новая же классика обратилась к архитектурным традициям античности: стройности, чистоте линий, на которых и глаз отдыхал и которые помогали чувствовать гармонию окружающего пространства. Так уж получилось, что жажда новизны, выразившаяся в модерне, сменилась грёзами о золотом веке человечества. Мечты людей о покое и уюте воплощались в архитектуре.
Кроме того, надо учитывать, что классицизм в нашем сознании прочно связан с жизнью знаменитых цивилизаций прошлого: греческой и римской, где он и зародился. Этот стиль прежде всего ассоциируется с понятием могущества государства. И советская империя, как и весь просвещённый мир, не смогла не заболеть новым классицизмом. Однако в сталинской архитектуре классика использовалась только как основа, идеал, к которому нужно стремиться. При проектировании зданий архитекторы использовали как традиции готической архитектуры, примером которых могут служить московские высотки, так и элементы пышного барокко и ренессанса. Жители Страны Советов хотели строить свои дворцы.
Для искусства в тоталитарном режиме вообще типична тяга к монументальным формам, гигантомании, как к доказательству государственной самодостаточности. Вспомните хотя бы проект строительства Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Поэтому советская архитектура начинает очень часто использовать в оформлении зданий ордеры, основу которых составляют колоннады, завершающиеся фронтонами. Также часто применяется лепнина на фасадах домов, в то же время дополняемая советскими символами: пятиконечными звездами, серпами и молотами, сценами уборки урожая, снопами пшеницы, знамёнами, стилизованными скульптурами рабочих и крестьян. Архитектура, как и музыка, литература, спорт, должна была служить способом пропаганды идей коммунизма.
Хотя первоначально планы монументального строительства нарушила Великая Отечественная война, победа в ней только подхлестнула сталинский неоклассицизм. Это было связано с небывалым послевоенным духовным подъёмом людей, гордостью за свою страну. Новая архитектура должна была прославлять общество-победителя. Нечто подобное наблюдалось в России после войны с Наполеоном, когда на основе более лёгкого и изящного классицизма расцвел ампир. Целью декора в этом стиле было утяжелить классические формы зданий, подчеркнуть их мощь. То же самое происходит в 40—50-е годы прошлого века в СССР, во время правления Сталина.

Завиток к завитку

 В Великом Новгороде одним из представителей сталинской неоклассики является здание администрации Новгородской области, введённое в эксплуатацию в 1959 году. В его отделке применены символы из разных эпох. Например, главный фасад оформлен портиком дорического ордера, разработанного ещё в Древней Греции. Можно предположить, что на здании Дома Советов такой ордер архитекторы применили неслучайно: в отличие от, скажем, узорчатого коринфского, в нем выражены особая лаконичность, строгость, мужественность формы. Основу ордера Дома Советов составляет колоннада, которую завершает фронтон, а на нём, в свою очередь, можно видеть барельефы в виде знамён.
Пятиконечные звёзды можно заметить в отделке «сталинского» дома на углу улиц Большой Санкт-Петербургской и Стратилатовской. Он, кстати, является частью ансамбля, состоящего из трех жилых домов и расположенного между улицами Стратилатовской и Забавской (бывшей улицей Некрасова). Пожалуй, только специалисты понимают, в чём заключается их сходство: в отделке первых двух этажей под тёсаный камень, в ордерах и в схожих декоративных деталях. К слову, строительство этих домов осуществлено при участии известного новгородского архитектора Ильи Кушнира и завершилось в 1953 году. Труд строителей был отмечен премией Управления по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР.
С другой стороны, в центре Новгорода можно увидеть дома, в отделке которых использованы элементы украшения в стиле ренессанса. Например, два жилых дома на пересечении улиц Газон и Новолучанской довольно густо украшены лепниной. В ней преобладают растительные мотивы. В частности, над окнами первых этажей зданий можно увидеть венки из дубовых листьев. Замысловатый, но изящный орнамент украшает стены на верхних этажах. Для эпохи Возрождения, главной моралью которой было гармоничное развитие человека, типично было обращение к природе. Правда, это не помешало Илье Кушниру в своей книге «Архитектура Новгорода» раскритиковать дома-близнецы, заявив, что стиль их фасадов не соответствует простой и строгой архитектуре расположенного напротив Новгородского кремля.

Лепота!

Любопытно, что строители 50-х годов украшали не только фасады зданий, но и интерьеры. По словам Олега Ольховика, живущего в одном из сталинских домов, в каждой комнате его квартиры потолки декорированы выступающими поясками. Правда, не все современные новгородцы ценят эстетику неоклассики и либо ломают отделку, либо закрывают красоту подвесными потолками. Так чаще всего поступают владельцы офисов. К примеру, в одном из красивейших сталинских зданий на улице Большой Санкт-Петербургской, где сейчас располагается офис «Новгородэнерго». После областной администрации оно является одним из наиболее помпезных строений сталинской неоклассики в Великом Новгороде. В нем очевидно сходство с монументальным наследием императорского Рима, архитектура которого служила прославлению государственного могущества и воинской славы. В отделке применены едва ли не все наиболее типичные элементы ампира: лепные венки, розетки, модульоны (архитектурная деталь в виде консоли или кронштейна), коринфский ордер, отличающийся пышностью лепных узоров, сандрики (небольшие карнизы над окнами и дверьми).
Примечательно, что вышеупомянутые два дома на Газоне — единственные, выполненные в одном стиле. В остальном сталинские дома в Великом Новгороде, как писал Илья Кушнир, являются штучными. Впрочем, не будет сенсацией, если в каком-либо другом областном центре мы увидим копии новгородских сталинок. Дело в том, что не только проекты зданий, но и использовавшаяся для них лепнина изготавливались типовым способом.
Интересно также то, что строились такие дворцы не только для административных нужд, но и для проживания. Так, на углу улиц Большой Санкт-Петербургской и Газон в 1956 году был выстроен 40-квартирный дом. Наравне со зданием областной администрации он отличается нарочитой монументальностью, поскольку открывает собой одну из главных магистралей Новгорода. Рядом стоящее здание «Новгородэнерго» вообще было возведено в 1953 году по проекту Ильи Кушнира под общежитие областных партийных курсов.
* * *
Скоро после смерти вождя всех народов неоклассицизм и неоренессанс стали терять свои позиции. Большая часть страны жила в коммуналках, и людей необходимо было переселять в отдельные квартиры. Стали появляться знаменитые «хрущёвки». А сталинская архитектура осталась нам напоминанием о том времени, когда страна в едином порыве стремилась стать самым могущественным государством мира.
 

Елена КУЗЬМИНА

 


РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура