Пятница, 10 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Встречи с прекрасным и подлинным

{mosimage}Директор Государственного Эрмитажа академик Михаил ПИОТРОВСКИЙ свой профессиональный праздник — Международный день музеев — провел, конечно же, в музее. Только на сей раз не в своем, всемирно известном, а в нашем (тоже далеко не последнем), новгородском.Поводом для его визита на дружественную территорию стал факт открытия в залах Новгородского музея одиннадцатой эрмитажной выставки. Не менее интересной, чем предыдущие десять, блистательной и безупречной, как всё эрмитажное.

Помнится, за четыре дня до наступления 2002 года на церемонии открытия первой эрмитажной выставки многие сомневались, что когда-нибудь будет и вторая.

Однако опасения скептиков, к счастью, не оправдались: все семь прошедших с того момента лет Эрмитаж с отрадной регулярностью возит к нам сокровища из своих неисчерпаемых запасников. То есть это уже, безусловно, традиция, причем традиция счастливая, дающая новгородцам уникальную возможность увидеть то, чего они и в самом Эрмитаже при всем желании не увидят.
Приятно сознавать, что ни в один город мира, включая даже те, в которых существуют «эрмитажные центры», главный музей страны не возил такого количества выставок, как в наш Великий Новгород. Что, кстати, прекрасно характеризует и Новгородский музей, поскольку Эрмитаж свои коллекции куда попало уж точно не повезет.
— И все же хотелось бы более подробно услышать, как директор одного из крупнейших музеев мира, к тому же председатель Союза музеев России, оценивает деятельность Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.
— Это замечательный музей, — не задумываясь, ответил Михаил Борисович. — Музей, способный не только решать обычные музейные задачи, но сохранять и даже усиливать свою градообразующую функцию, — что очень важно для таких городов, как Новгород или Санкт-Петербург. Ведь Новгород, помимо прочего, является еще и археологической хрестоматией, именно здесь рождается наука история, поскольку рождается и живет она не в кабинетах, а на раскопах. Новгород — удивительный город, сохранивший всю свою древность, это один из самых интересных городов Европы.
— Но это вы уже не столько о музее, сколько о городе-музее говорите.
— Да, я говорю о городе-музее, о таком же, как Санкт-Петербург. Это города со своей особой экономикой, которую музеи во многом определяют. Кроме того, Новгородский музей, на мой взгляд, являет собой пример умения не только сохранять и восстанавливать, но и находить для этого экономические решения. Всё это в сумме дает прекрасный образец музея, определяющего в городе очень многое. Уверяю вас, никакого 1150-летия нельзя было бы достойно отпраздновать без того, что делает сегодня ваш музей. Кстати, «город-музей» — предмет, о котором ведутся довольно-таки частые споры. Но мне думается, что «город-музей» все же лучше, чем, скажем, «город — ремонтный завод».
 — А есть в этом городе-музее какое-нибудь наиболее полюбившееся вам место?
— Разумеется, есть: церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Изображенный в ее куполе Спас Пантократор — одно из самых сильных впечатлений моего детства. И до сих пор каждый раз, приезжая в Новгород, я стараюсь там побывать. Хотя должен признаться, что в вашем потрясающем городе есть еще немало такого, чего я не видел, но что увидеть должен обязательно.
— Чего бы вы этому потрясающему городу к его юбилею пожелали?
— Пожелал бы, чтоб все то, что к юбилею не успеет сделаться, после юбилея доделалось обязательно. Но, думаю, Николай Николаевич Гринев, директор вашего музея, сумеет этого добиться.
— Чего, на ваш взгляд, Новгородскому музею не хватает, чтобы довести его до идеального состояния?
— Всем нам одного не хватает — денег. Что же касается идеалов, их, конечно, не существует, но существует движение, развитие в том или ином направлении. Вот ваш музей в правильном направлении развивается.
— Может ли Великий Новгород рассчитывать на внеочередную выставку в качестве юбилейного подарка от Эрмитажа?
— Мы посчитали, что на юбилее у вас тут столько всяких событий интересных будет, столько всевозможных песен-плясок, что везти сюда в это время еще и выставку из Эрмитажа просто не имеет смысла. Будем лучше сегодняшнюю выставку считать своеобразным подарком накануне юбилея, тем более что закрывается она 27 сентября, а значит, в дни празднования еще будет работать.
Видимо, скромность дарителя не позволила Михаилу Борисовичу высказаться более определенно, подробнее тему эрмитажного подарка раскрыл директор Новгородского музея Николай Гринев. Он вполне определенно считает, что открывшаяся выставка «Шедевры европейской эмали» — подарок Государственного Эрмитажа Великому Новгороду по случаю его 1150-летия. Причем подарок в абсолютном смысле этого слова, потому что все немыслимые хлопоты, связанные с разрешениями, страховками и тому подобными проблемами, Эрмитаж полностью взял на себя. А проблем было предостаточно. Николай Гринев даже приоткрыл тайну, которую лучше не знать: это первая эрмитажная выставка, которая была под угрозой срыва, она могла вообще не состояться, если б не добрая воля Эрмитажа.
К счастью, выставка все же благополучно открылась, распечатав таким образом второй десяток незабываемых моментов встречи с подлинным.
— С учетом усложнившихся условий перевозки музейных ценностей, финансового кризиса и других неприятных факторов  возникает опасение: не станет ли одиннадцатая выставка последней? Или добрая традиция, вопреки всем сложностям, все-таки продолжится?
— Продолжится обязательно. Вот пройдет ваш юбилей, всё успокоится, и мы снова сюда приедем. В лице Новгородского музея мы нашли очень хорошего партнера, потому и выставок сюда привозили больше, чем в какой-либо другой город. И даже выставочные залы вашего Музея изобразительных искусств мы между собой называем своими, «эрмитажными». Выставки здесь проходят в хорошем, спокойном темпе, так же будут они проходить и впредь. У вашего музея есть редкое понимание тонких особенностей музейного дела, устраивать здесь выставки просто приятно.
— Чему будет посвящена двенадцатая выставка?
— Не могу пока точно сказать, но планов много, есть из чего выбирать.
— Вы ведь арабист. Как же так получилось, что ни одна из прошедших выставок не была связана с темой арабского
Востока?
— Да, я арабист. Наверное, именно поэтому отдел ислама в Эрмитаже пребывает в наиболее плачевном состоянии. Из чего следует, что служебного положения я не использую. Как раз сейчас мы делаем в Казани большую выставку по мусульманскому искусству. Думаю, придет время и для Новгорода.
— В этом году юбилей не только у Новгорода, но и у Эрмитажа, и лично у вас, будет это как-нибудь отмечаться?
— Ни 245 лет Эрмитажа, ни 65 моих лет юбилеями я не считаю. А вот к предстоящему через пять лет 250-летию Эрмитажа мы основательно готовимся уже сейчас. Готовимся в плане подарков, только не получать их готовимся, а сами делать. В июне откроем Эрмитажный центр в Амстердаме, а у себя — отреставрированные залы и новое здание фондохранилища, завершим восточное крыло Главного штаба…
— Вы являетесь потомственным директором, вместе с вашим отцом составив династию директоров Эрмитажа. Будет ли династия продолжена?
— Не думаю. Мой сын занимается издательской деятельностью и пока, насколько мне известно, на должность директора Эрмитажа не претендует.
— Простите, если вопрос покажется бестактным, но очень уж всех интригует ваш шарфик, с которым вы не расстаетесь нигде, никогда и ни в какую погоду. Можно узнать, почему?
— Нет. В Санкт-Петербурге, например, журналисты знают, что эта тема для прессы закрыта. Могу ответить лишь одно: нравится мне ходить в этом шарфике — вот я в нем и хожу…
Как все необъяснимое или вовремя не объясненное, шарф академика Пиотровского порождает множество версий и легенд. Самых невероятных, вплоть до романтических. Впрочем, имеет ли смысл творить мифы вокруг какого-то шарфика, если владелец его сам по себе, можно сказать, живая легенда? Во всяком случае немного на свете найдется людей (если вообще таковые найдутся), которые бы еще при жизни знали, что вокруг Земли вращается малая планета, названная в их честь. Немного найдется и кавалеров таких экзотических орденов, как, скажем, орден Королевского дома Оранских-Нассау, или обладателей Командорской степени Королевского ордена Полярной Звезды. Всех должностей, почетных званий и регалий Михаила Борисовича мы здесь перечислять, конечно, не будем — такой перечень, наверное, целую колонку бы занял. Достаточно, что он возглавляет Эрмитаж, и уже только этим многое сказано. Потому что Эрмитаж — это знак качества, в Эрмитаже — всё самое лучшее.

Алексей ПШАНСКИЙ
Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 08.05.2024 года