Суббота, 11 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Играя в брэнды

Символами Сольцов сегодня выступают глиняные игрушки


Социокультурный проект под названием «Солецкая глиняная игрушка», разработанный творческим коллективом местного краеведческого музея, был успешно апробирован и защищён в конце прошлого года. В сувенирной линейке товаров  появились аутентичные сувениры — свистульки «Петух», «Рыба» и солонка «Мишка-варяжек».

Возвращаясь к истокам
Солецкая земля издревле богата залежами глины. Начиная с XVI века здесь развивается гончарное производство, а со второй половины XIX столетия стали действовать заводы по производству кирпича и черепицы. К началу XX века в посаде Сольцы гончарные изделия для нужд населения в местных мастерских изготавливались в большом количестве. А попутно с промыслом глиняной посуды возник и промысел по изготовлению игрушки.
Местные старожилы ещё помнят, как выглядела солецкая глиняная игрушка, выпускавшаяся в 1930-х в цехах разнопромысловой артели. Сюжеты были традиционными: барышни с кудрявыми волосами и зонтом в руках, кавалеры в цилиндрах, крестьянки в синих и красных сарафанах с белыми или голубыми в мелкий горошек платками на головах...
Но уже тогда изготавливали в Сольцах и свои, оригинальные игрушки.
— Как рассказывали старожилы, за местными глиняными свистульками-петушками купцы специально приезжали в Сольцы, — говорит методист Солецкого краеведческого музея, один из авторов проекта Сергей СКИРЧЕНКО. — Петух вообще является символическим образом Сольцов, возникших как небольшое поселение Новгородской земли, где большая часть жителей занимались сельским хозяйством и ремёслами. Эта птица была и есть в каждом дворе. Наш глиняный красавец между тем традиционно окрашивается в жёлтый цвет и украшается красными, золотистыми и синими полосками-«перьями».
Так как никаких фактических данных о размерах игрушки и о её точной расцветке сегодня не сохранилось, большую часть информации сотрудники музея черпали из устных рассказов коренных жителей.
— Как правило, игрушка должна вмещаться в ладонь, то есть быть не больше 9—12 сантиметров, — говорит Сергей Скирченко. — Ориентиром служат и такие известные нам сведения, что, например, хвост у петуха по прямой должен упираться в нос. Это немаловажно при создании образа и точных форм.
Ещё один интересный факт: петухами называли не всех глиняных птиц, а лишь птиц мужского рода, курицы же именовались петушками.
Второй игрушкой в солецкой сувенирной линейке обозначена свистулька «Рыба» — символ водной стихии. Согласно верованиям древних славян, первым из живых существ на земле о восходе Солнца, жгущего своими лучами силы тьмы, возвещал петух, а затем рыба на своей чешуе отражала блеск светила и несла его людям. Поэтому в орнаменте этой игрушки используются элементы славянской символики: обозначения лучей Солнца в виде ломаной линии, состоящей из треугольников с ритмично расположенными в промежутках красными и синими точками, символизирующими лучи света и капли воды.
Последний экземпляр в сувенирной коллекции отражает историю возникновения города Сольцы и связан с образом торговца солью. Ведь именно благодаря соленым источникам, расположенным здесь, город и получил своё название. В основе сюжета сувенира — фигура медведя, изображение которого часто встречается на гербах многих районов Новгородчины. «Мишка-варяжек» — так называется этот сувенир. На спине медведя висит короб, в котором он несет соль, а на поясе висит кош — мешочек для денег, вырученных от продажи товара.
— Согласно толковому словарю В.И. Даля, слово «варяг» на территории России означало не только наёмного воина, но и коробейника, — поясняет Сергей Скирченко.


Цена вопроса
Социокультурный проект под названием «Солецкая глиняная игрушка» был поддержан в рамках конкурса инновационных творческих проектов «Новгородика-1150». За счёт этого Солецкий краеведческий музей смог подготовить новую экспозицию по истории глиняной игрушки, приобрести  выставочные витрины, а студия изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, на базе которой и идёт производство сувениров, — новую муфельную печь. Общая сумма бюджета проекта составила порядка 160 тыс. рублей. Реализация проекта в 2008 году показала и ещё раз доказала, что восстановление народных промыслов может быть сегодня прибыльным делом.
— Только за год реализации проекта было проведено около пятидесяти мастер-классов по изготовлению глиняной игрушки, — говорит директор МУК «Солецкий краеведческий музей» Светлана КУТОВАЯ. — Их посетило 750 человек, что принесло 3750 рублей, выпущен буклет «Солецкая игрушка» тиражом в 200 экземпляров, продаваемый по 20 рублей, на лекции, экскурсии и в музейный магазин было привлечено более трёх тысяч человек.
Таким образом, как посчитали музейные работники, в год только на реализации этого проекта провинциальный музей может заработать порядка 25 тыс. рублей. Для районного музея — вполне хороший результат.
Кстати, в начале прошлого века за сотню таких глиняных свистулек купцы платили 30 копеек. Довольно мизерная цена, если знать, что литр молока тогда стоил пять копеек, а за брюки надо было выложить целый рубль. Так что лепить местным кустарям приходилось практически непрестанно, сотнями штук, как говорится, не отходя от окна: электричества в те годы в крестьянских избах не было, вот и работали мастера при естественном освещении.
Сегодня же солецкую игрушку на ярмарках и выставках-продажах можно купить в среднем за 100 рублей, маленькую — и за 30. К сожалению, пока редко её можно встретить в арт-салонах Великого Новгорода.
— Будущее развитие этого проекта — в расширении рынка сбыта, — говорит Ольга СОБОЛЕВА, начальник отдела развития туризма областного комитета культуры, туризма и архивного дела. — Тем более что сувенирные линии, где представлено несколько сувениров, смотрятся выгоднее отдельно взятой вещи. Каждый вид найдёт своего покупателя, а коллекционерам всегда интересно собрать коллекцию воедино.
К сожалению, пока в Сольцах выпуском глиняной игрушки занимается лишь один мастер — руководитель образцовой студии изобразительного искусства Сергей Скирченко. Понятно, что при таком количестве рабочих рук на поток это производство не поставишь.
— Сегодня мы работаем над новым проектом, — говорит Светлана Кутовая, — по созданию специальной мастерской по изготовлению глиняной игрушки, что позволит нам привлечь нескольких мастеров. Кроме того, ведём переговоры с рядом художественных салонов, где бы мы могли представить свою продукцию.
Сейчас самобытную солецкую глиняную игрушку можно купить лишь на ремесленных ярмарках да увидеть в витринах областной администрации, где наряду с сувенирами из Сольцов представлены брэнды и других районов Новгородчины: изделия «Крестецкой строчки», фарфор из Чудова и многое другое. Хочется надеяться, в скором времени самобытные глиняные петушки, рыбки и медведи ручной работы потеснят в сувенирных лавках берестяные кружки и колокольчики китайского производства.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 08.05.2024 года