Впрочем, лидер новгородской группы «SAIGON» Степан ДМИТРИЕВ даёт именно такое определение процессу создания музыки. Набор инструментов «Сайгона» максимально прост: бас-гитара (Стас Зажицкий), гитара (Дмитрий Яровиков), барабаны (Андрей Кучик). Но в этих четырёх увлечённых людях проявилось настолько яркое «не как все», что после пары отслушанных концертов захотелось побывать у них в гостях. А точнее — на рабочей репетиции группы.
Итак, средний возраст участников проекта — 25 лет, история образования и названия группы имеет свои легенды... Однако слово самим музыкантам:
Степан: — Процесс образования нашей группы — сложный и долгий, вернее, это даже два процесса, потому что раньше парни были одним коллективом, а я — свободным чуваком с гитарой, который пытался собрать команду. Ничего не получалось, пока мы не встретились на творческой ниве и не отметили создание новой группы. А название родилось за пару минут до концерта, благодаря моему нику и тому, что конферансье не мог выговорить прежнее имя группы. Так что нынче нам год с копейками.
— И что успело произойти за этот год?
— Сделали аранжировки к дюжине песен, выступили на нескольких концертах и неудачно записали кучу всего.
— ???
— Приехали в Питер с материалом для записи, понадеявшись, что сможем играть с ходу, а в результате сыграли плохо. Правда, потом прямо на репетиционной точке перезаписывали, и получилось гораздо круче. Конечно, не студийный звук, но народ, разбирающийся в звукорежиссуре, сказал, что очень неплохо. Особенно по энергетике.
— Раз речь зашла о звуке, объясните, почему большинство новгородских концертов местного уровня оты-
грываются с ужасным звучанием?
— Начнём с того, что в Новгороде не так много хороших площадок. К примеру, Стерео-бар — место, в котором добиться хорошего звука крайне сложно: помещение очень маленькое, кроме того, публика не даёт долго настраиваться.
Андрей: — Дело упирается в барабаны. Акустический инструмент всегда звучит с определённой громкостью и в частности для Стерео-бара барабаны — слишком громкий инструмент. Когда остальное подстраиваешь под них, уши просто перестают воспринимать музыку. В то же время это единственное место в Новгороде, где можно играть концерты без проблем.
Степан: — Стерео-бар — это скорее место тусовки, каждую среду есть желающие выступить и желающие прийти послушать. Тем более, что многое зависит от исполняемой музыки, некоторые команды звучат там совсем неплохо. Те же «Следы», например. В принципе ведь любой зал сдаётся, и «Ночной океан», и «Фобос» обеспечивали неплохой уровень звука, но ни у одной группы нет нормального организатора, такого человека извне, который был бы в курсе и серьёзно занимался группой.
— Вы говорите о продюсировании, создании имиджа, продвижении собственного музыкального направления?
— Организация концертов и работа с имиджем — разные вещи. У нас пока нет оформившейся идеологии, она в плане становления. И вообще большой вопрос — нужна ли нам идеология? То же самое с музыкальным направлением. Но если разобраться, то для играющих музыкантов не так важно определение того, что они делают.
— Тогда откуда такое количество модных музыкальных стилей?
— Есть критики, давать название сыгранной музыке — их работа. И есть много начинающих коллективов, которые «примазываются» к одному или другому модному направлению. Если есть какое-то название, то продукт легче продать, большинство коммерческих проектов работает именно так. Андеграунд сейчас стремительно превращается в попсу, и чтобы он лучше продавался, ему вешают ярлык.
— У вас уже есть свой «ярлык»?
Андрей: — Мы просто делаем аранжировку для сочинённой музыки, пробуем так и эдак, а потом приходит человек со стороны и кричит: «О! Вы играете инди!».
— А что такое инди?
Степан: — Если честно, я с трудом представляю, что это такое. У нас довольно ровно и мощно пульсирует бас. Может, дело в этом. Но я бы хотел, чтоб в творчестве группы всё было предельно эклектично. Много намешанных стилей, никаких одинаковых мотивов в пределах программы, альбома, даже одной песни. Взять и сделать внутри тяжелой песенки джазовую врезку. Есть два пути: упереться в одну нишу и стать в ней узнаваемыми, а можно, наоборот, пробовать себя в разном и получать удовольствие.
— Главный мотив вашего творчества — получение удовольствия?
Дмитрий: — Моё творчество началось с экологии: на прогулке кто-то кинул бумажку мимо урны, и мы решили, что действовать методами Green Peas малоэффективно, а вот писать песни об экологии...
Степан: — В идеале песня — это слиток из моих переживаний. Я стараюсь писать о том, что вокруг огромный прекрасный, но глубоко несчастный мир, а внутри человека есть мир, который ещё больше, и у каждого он свой, но все уткнулись в телевизоры, думая, что там что-то такое есть, и не видят ни тот, ни другой миры. Обидно, что люди, мечтавшие покорить мир и полететь в космос, в результате идут через школу, институт, деньги, работу к своему телевизору, а это — всего лишь окно в мусоропровод.
Андрей: — А мне, в общем-то, всё равно, о чём песня. Я слушаю музыку, а стихи не люблю. По большому счёту, Стёпа может петь всё что угодно...
Степан: — Так я к тому и стремлюсь, чтобы люди не воспринимали слова, кстати, мы играем не только ради собственного удовольствия, есть предположение, что наша музыка кому-то даже нравится. Мы вот думаем, в частности — я, что наша группа может иметь неплохой успех и собрать хотя бы маленький клуб в Питере.
— В Питере? А как же Новгород?
— Половина новгородцев играют именно в Санкт-Петербурге. Парадокс, но организовать концерт в Питере проще, чем тут. Пока новгородцы не готовы платить за вход на концерт к местным группам такую стоимость, что смогла бы покрыть аренду зала. За «Animal джаз» платить будут, а за новгородцев — нет. А в городе буквально единицы возьмутся за андеграунд, да ещё и в убыток себе. Так что нужно развитие культуры города в целом. У нас пока только все эти танцы-пляски. Я не против культуры, но она должна быть разно-образной.
— Но ведь существует фестиваль «Живой звук», группы «Шамбала» и «АПМ»?
— Да. Есть и другие коллективы. Когда лидер «Следов» похвалил мои стихи, я чуть не расплакался. Клёвое желание сценического действа у группы «Kira Lao», как-то у них все музыканты так правильно сидят, декорации какие-то организуются. Есть и ещё интересные коллективы, но всё равно городу нужны концерты, концертам нужна поддержка.
Кстати, в других городах всё совсем не так. Например, в Иванове по вечерам на площади у кинотеатра играют блюзы. А во Владимире у молодежи есть несколько клубов и реальная поддержка в лице Дома искусств, куда может прийти любой творческий человек. И нам нужно что-то подобное. Если появится малейшая возможность для выступлений в те же Ганзейские дни или на юбилее Новгорода, то я буду всеми силами стараться, чтобы наша группа не осталась в стороне.