{mosimage}Народного мастера Владимира ЯРЫШАв Америке знают не хуже, чем в родной стране
Это подтвердила и закрывшаяся в конце прошлого года первая персональная выставка новгородского мастера по плетению из бересты, проходившая в американском городе-побратиме Новгорода — Рочестере. Ввиду большой посещаемости и интереса работу экспозиции пришлось даже продлевать.
Дело врачей
Впрочем, с творчеством новгородского мастера американцы знакомы уже более пятнадцати лет. С начала девяностых Владимир Ярыш регулярно ездит в США, где проводит мастер-классы и читает лекции.
А началось всё, как ни странно с …«Медицинского альянса». Общество дружбы новгородских врачей и их коллег из штата Вирджиния помимо своих профессиональных направлений в те годы активно занималось и расширением культурных границ между странами.
Новгородский медицинский альянс, как и общество побратимов, также зародился 15 лет назад и живёт своей неповторимой жизнью, занимаясь обменом стажирующихся врачей и параллельно осуществляя ряд культурных программ. Так, на один из международных детских фестивалей в США инициативная группа альянса пригласила и Владимира Ярыша.
Надо заметить, отправляясь первый раз за океан, Владимир Иванович был полон предубеждения: о какой традиционной культуре и развитии ручного художественного труда, в частности, можно говорить в стране, в которой все делают деньги? Однако вскоре свои взгляды русскому мастеру пришлось пересмотреть в корне.
— Мы уже все привыкли, что когда наши мастера приезжают в «Витославлицы» на традиционные рождественские гуляния или летний праздник фольклора и ремёсел, то каждому мастеру определяют рабочее место, где он может продавать свои изделия и одновременно что-то делать, проводя таким образом своеобразный мастер-класс, — говорит Владимир Ярыш. — Поэтому, отправляясь в Америку, на всякий случай я взял с собой определенное количество бересты.
И это оказалось весьма кстати. Как пояснили американские организаторы, за два дня работы фестиваля Владимиру Ивановичу предстояло познакомить с основами плетения из бересты две тысячи детей. За 5—7 минут они должны научиться делать какую-нибудь простую вещь. Весь необходимый материал организаторы обещали предоставить. А в помощь мастеру пригласили несколько волонтёров, после обучения которых работа могла бы пойти значительно быстрее.
— Признаться, я был удивлён, с какой быстротой волонтёры вникли в суть дела, — говорит мастер. — Но, как выяснилось позже, все они являлись членами гильдий по плетению и имели хороший опыт работы с материалом. Оказывается, вся Америка покрыта сетью различных гильдий по разным видам ремёсел, и плетение занимает там не последнее место.
У гильдии женское лицо
Стать членом гильдии в Америке может любой желающий, но, как и у нас, подавляющее большинство членов гильдий — это женщины среднего и старшего возраста. Когда дети в семье вырастают, свободного времени становится больше, и мастерицы с удовольствием посвящают его творческой самореализации.
Как правило, участники объединений собираются раз в месяц, чтобы наметить план работы. Дальше вся информация появляется в Интернете, в журнале гильдии. Таким образом, можно записаться на мастер-класс любому желающему. Гильдии располагаются в художественных центрах.
Однако, как показывает опыт, американцы зачастую записываются на занятия не потому, что им нравится какой-то вид творчества, а из-за симпатии к тому или иному педагогу. Достаточно тонкая психологическая особенность, но весьма характерная для США.
— Америка, несмотря ни на что, — довольно пуританская страна, — поясняет Владимир Ярыш, — там не принято открыто проявлять свои чувства, как в России, например. Один способ из немногих показать эмоции, выразить симпатию — встретиться с человеком в общественно-полезной деятельности. И мастер-классы здесь как раз подходящая ситуация. Признаюсь, не раз замечал в глазах женщин, пришедших ко мне на занятия, проникновенное дружеское сияние. Приятно, конечно…
Свой среди чужих
Гильдии организуют также и фестивали. Но если ты не член какой-либо гильдии или ассоциации мастеров, то не сможешь принять участие в празднике творчества и мастерства. Владимир Ярыш сегодня является членом сразу нескольких гильдий и ассоциаций США по плетению.
— Вообще американцы плетут из всего, что попало, — говорит Владимир Иванович. — Но вот плетение из бересты в США нетипично, впрочем, как и для наших мастеров в Сибири. Хотя и у нас, и за океаном белоствольных красавиц хватает, свойства коры деревьев в Сибири и Америке для плетения подходят меньше. Береста там отличается особой толщиной и мягкостью.
За то время, что Владимир Ярыш ездил в Америку, его заокеанские ученики научились плести и корзинки, и другие более сложные по технике исполнения вещи. За последние пятнадцать лет мастер побывал в Америке несколько раз. И каждый раз график его пребывания за рубежом расписан буквально по минутам: мастер-классы, лекции в гильдиях и университетах, участие в фестивалях.
Впрочем, и в Великом Новгороде у Владимира Ивановича много учеников. На протяжении пятнадцати лет он успешно руководит созданной им студией по художественной обработке бересты, что базируется в ГДК. Летом пройдёт выставка работ студийцев, посвящённая 1150-летнему юбилею Великого Новгорода, и, будем надеяться, экспозиция у нас вызовет не меньше интереса, чем за океаном.
Владимир МАЛЫГИН (фото)