Так называли Распутина ещё при жизни
В Новгороде завершились съемки «тобольского периода» для мини-сериала «Распутин», заглавную роль в котором играет Владимир МАШКОВ. К сожалению, мы не можем опубликовать даже короткого интервью с популярным актером: до окончания съемок Машков не дает никаких комментариев о роли.
Об этом нас предупредила PR-директор кинокомпании «Марс Медиа», которая снимает сериал, Ирина ДАНИЛОВА. Но сама любезно согласилась рассказать о картине.
— Ирина, сейчас на экраны выходит российско-французский фильм «Распутин» с Депардье в главной роли. Создатели картины не боятся, что это повлияет на успех второй подряд ленты?
— Знаете, первый художественный фильм, где появился Распутин, вышел на экраны в 1917 году. Это американский «Падение Романовых». Фильм Ираклия Квирикадзе, где сыграл Депардье, не последний. Вот и о том, что Леонардо Ди Каприо будет сниматься в роли старца у Джейсона Холла, уже объявлено. Но личность Распутина настолько многогранная и незаурядная, что по-прежнему привлекает кинематографистов. Тем более становятся доступны все новые и новые документы о его жизни. Раньше все в основном сходились на том, что «малограмотному мужику» с темным прошлым каким-то невероятным образом удалось завоевать невиданное влияние в царской семье и оказывать воздействие на курс государственной политики. Почему, как удалось? — возникают закономерные вопросы. Но их авторы аккуратно обходили.
— Вы на эти вопросы ответите?
— У нас оригинальный сценарий, построенный на новых документах. В частности, на теперь доступных свидетельствах следователя Руднева — это прообраз нашего героя Свиттена, — который занимался поиском убийц старца. Фильм строится на том, что по указу временного правительства создается государственная комиссия для расследования убийства Распутина. Опытный криминалист Генрих Свиттен руководит следствием. Он допросил более 150 свидетелей по этому делу. Свиттен по крупицам собирал не только информацию о ночи, когда произошло убийство, но и факты из жизни старца, отсеивая слухи и домыслы, чтобы сложить реальную картину. И картина получается совсем не та, которую можно ожидать, если вы читали о Распутине или смотрели, допустим, фильм с Депардье…
Наша собеседница переадресовала некоторые вопросы режиссеру сериала Андрею МАЛЮКОВУ, который пояснил, почему он обратился к этой теме:
— Мне интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Ведь получилось так, что при жизни про него насочиняли горы макулатуры. И произошло это по одной простой причине — высказать всероссийскому императору все, что хотели, было невозможно, это преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина, потому что на него — можно. Когда же начинаешь перебирать как бусинки факты, выясняется, что ничего из придуманного о «великом старце» и в помине не было. И если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны. Вот его посылы. По сухому остатку это был человек с большим знаком «плюс». И с такой трагической судьбой…
— Андрей Игоревич, как вы думаете, почему в последнее время настолько возрос интерес к персоне Григория Распутина?
— Мы не знаем, существовали или нет Калиостро, граф Дракула. Кто-то говорит, что да, кто-то утверждает, что все это вымысел. А Григорий Распутин — реальная историческая фигура. При этом, вроде, было о нем известно все: и где родился, и сколько лет было, и как прожил, и как убили. Но в то же время ничего не известно. Доказать какой-то постулат, мол, это было именно так, невозможно. Он по-прежнему загадка, и поэтому к нему такой интерес. Но с другой стороны: сейчас спроси кого-нибудь за границей: «Кто такой Распутин?» — «Да как же! Вон ресторан! Вон магазин!». Очень популярная фигура. Но интерес к нему появился не сейчас. Про него много снято, а будет еще больше.
— Как изменилось ваше отношение к персоне Распутина за время работы над фильмом?
— Сначала было какое-то общее представление. Думаешь: «Какой занятный тип!». А по мере того как начинаешь разминать эту историю, в подробностях узнавать его жизнь и отношения, становится все интереснее. Теперь понимаю, что, помимо всего прочего, Распутин был ворожеем, обладал гипнотическими данными и неким магическим влиянием на людей. И вообще он очень разный: и веселый, и жестокий, и любвеобильный...
— А какую картину нарисовал следователь Свиттен к концу дела?
— Весьма сложную. За время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Георгию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь его убийц к суду. Ему не удается найти ничего такого, что бы он мог положить в обвинение Распутину. Кстати, так было и у реального следователя Руднева. Это достоверно, поскольку на съемочной площадке постоянно находится исторический консультант. Также есть человек, который консультирует нас с точки зрения православия. И это очень важно, поскольку к фигуре Распутина у Церкви, точнее, у ее иерархов, непростое отношение.
— А Церковь как отнеслась к фильму о Распутине? Ну где вы уже работали?
Ирина Данилова: — Церковь вообще не приветствует съемки фильмов про Распутина на своей территории. С этим столкнулась еще французская группа «Распутина». Они попросили благословения у Патриарха на эту работу и получили отказ. А вместе с ним и табу на съемки в церквях. «Распутин» Андрея Малюкова сталкивается с той же проблемой. Едва узнав, о ком снимается кино, священники чаще всего отказывают съемочной группе не только в доступе в храм, но и работе около церковной площади. Но есть исключения…
— Тот факт, что Распутина играет Машков, насколько мотивирован? Пресса писала, что были два претендента — он и Балуев.
Андрей Малюков: — Года четыре назад, когда Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант «Распутина», у нас с продюсером «Марс Медиа» Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, и я прямо сказал: «Начинать такое кино без актера — невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать». Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию, и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал.
«Распутин» — уже третья моя картина с Володей, мы друг друга знаем и, надеюсь, чувствуем. Помню, я был уже маститый режиссер, когда пришел в институт и увидел его в студенческой работе. И должен сказать, что с тех пор он сильно развился и продвинулся вперед. Володя сегодняшний и тогдашний — два разных Машкова. Он постигает профессию до конца, вычерпывает до донышка.
— Вы уже далеко продвинулись в съемке?
— Да, мы много сняли и сейчас уходим на каникулы — до зимы. Зимой опять едем в Петербург. Будем снимать сцены убийства Распутина. В Новгороде мы снимали «тобольский период» жизни старца. Музей деревянного зодчества «Витославлицы» очень подходил для этого. Только дома там стоят в музейном порядке, а не как в селах, поэтому пришлось достраивать дворы. Но это наша кухня…
P.S. Павел КОРНАКОВ, исторический консультант:
— Как профессиональный историк я привык опираться на первоисточники, на факты. Сейчас все документы по Распутину открыты, а раньше приходилось верить мифам, легендам, сказкам, в том числе дневнику Вырубовой, который теперь является доказанной фальсификацией. Абсолютно достоверный дневник Вырубовой опубликован только в прошлом году. Но есть еще много достоверных воспоминаний, есть реальный отчет следователя Руднева, прототипа героя Свиттена, который занимался исключительно тем, чем занимается и персонаж Андрея Смолякова. Этот источник лежит в основе сценария. Наша картина будет первой, которая работает по этим документам. Распутин в ней — совершенно новый и первый наиболее достоверный образ в истории кино.
Фото предоставлены компанией «Марс Медиа»