Почему массовый детектив презирают, но читают
Женский детектив уже несколько десятилетий удерживается в рейтинге самых читаемых жанров массовой литературы. Да, это презираемый и осуждаемый, но популярный и баснословно тиражный жанр.
Поговорить серьёзно о несерьёзной литературе «НВ» решили с Викторией ДИДКОВСКОЙ, профессором НовГУ.
— Виктория Генриховна, как так получилось, что в сфере ваших научных интересов оказался, в том числе, и массовый детектив?
— Ссылаясь на известного лингвиста Максима Кронгауза, могу сказать, что массовую литературу неинтересно читать, но интересно изучать. Потому что массовая литература — это не только отступление от традиций русской большой литературы, это и зеркало современной речи. Да и ориентирована она на речевые вкусы среднего носителя языка. А самая массовая из всех литератур — современный женский детектив.
— О пагубных для русского языка процессах и о пагубности массовой литературы сказано немало, а можем ли мы говорить о том, что эта самая литература фиксирует и позитивные изменения языка?
— Я как историк русского языка вообще не склонна его хоронить! Сегодня в массовой литературе мы можем наблюдать явление, которое было всегда, но сейчас активизировалось, — это языковая игра, и я бы даже назвала это игрой с языком. Приобретает она разные виды и формы и по-разному характеризует писателей. Есть эта игра и у Пелевина, который претендует на высокие отношения с русским языком, есть у Акунина, которого читать — просто наслаждение, когда неважно — о чем, а важно — как написано. Но есть и у Татьяны Устиновой. Я бы даже сказала, что это её любимый прием работы с языком. Устинова не лишена таланта, современная речь для неё самоценна, и она свободно с ней обращается, у нее в текстах найдется всё. Вы, наверное, обращали внимание на то, что в СМИ нередко употребляют выражение «владелец заводов, газет, пароходов и всего, что только есть на свете». Я уж не знаю, кто у кого позаимствовал, но я впервые это прочитала в одном из первых романов Устиновой «Персональный ангел».
— Однако стоит ли читать современный массовый детектив, если не имеешь к нему никакого научного интереса?
— Превращаться в его любителя однозначно не стоит. Но если надо время в поезде убить — да. Если надо, чтобы голова отдохнула, — возможно. Ведь это бесконечная история Золушки в тысячи переложений, что там можно найти нового? Мне иногда кажется, что авторы сами устают от неё.
— Есть авторы, которых вы не станете читать даже в научных интересах?
— Их большинство. Читать можно, как я уже говорила, Устинову, Елену Михалкову, да ту же Маринину, чьи романы сперва произвели эффект разорвавшейся бомбы, их читали всерьез. А вот Полякова, Степанова и прочие, прочие… Неинтересно! Ролан Барт не зря разводит понятия «текст» и «произведение». Текст — это то, что написано пишущим, а произведение создано автором. Поэтому авторов детективных романов я называю пишущими людьми, и их романы — это текст. Иногда они, правда, приближаются в большей или меньшей степени к автору.
Однако заметьте: все презирают русский женский детектив. Но ведь почему-то жанр приобрел такую популярность? В Петербурге в метро, если заглянуть через плечо к читающим соседям, то увидишь, что один читает детективный роман, другой — любовный. Ну, или один из их поджанров, которых — целая масса.
— И с чем вы это связываете?
— Вероятно, в переломные годы именно жанр детектива был способен удовлетворить общественные потребности социума. Ведь это самый штампованный жанр. Он создается по строгим канонам, согласно которым должны быть сыщик, преступник, преступление и благополучная развязка. Зритель на это запрограммирован. Как писал Умберто Эко, это тот жанр который полностью соответствует психологическим ожиданиям человека. В 90-е наступила страшная эпоха, когда люди ощущали себя абсолютно беззащитными, ощущали свою растерянность перед стихией, и всем была нужна тихая гавань. Этой гаванью и стал массовый детектив. К тому же современная массовая литература подчинена еще и коммерческим законам, а значит, чтобы её покупали, она будет стремиться создать у читателя чувство полного комфорта. Влюбленные соединятся, порок будет наказан, наступит полный хеппи-энд.
— То есть, чем больше уверенность в завтрашнем днем, тем меньше гонорары у Дарьи Донцовой?
— Конечно, интерес к детективу не может быть постоянно высок, он проявляется всплесками. Но всплеск этот обусловлен не только нестабильностью будущего. Ведь, по сути, детектив — это чтение подростковое. И вот то, что в обществе пока еще так велик интерес к детективу, говорит об определенном психологическом, культурном и, я бы даже сказала, сознательном инфантилизме этого общества. Увы, чтение детективов — это упрощенчество, стремление пойти легким путем, заинтересоваться чем-то внешним.
Как написано, так и прочитано
Ляпы из женских детективов и романов
Его мысли ворочались в его голове, соединяясь в звенья и разъединяясь, как трусы в сушилке без антистатика.
Ее курносый нос плавно переходил в лебединую шею.
Мужские пальцы гладили ее голую кожу. Схватив его за запястье, Эми оторвала его руку...
Слезы струились у нее по щекам, а глаза пылали гневом. Лаура решительно стряхнула их с лица.
Он стал подниматься по лестнице, прижавшись к ней губами.
Он взял ее лицо в свои руки и, целуя, опустил на ковер перед камином.
Какая жалость, эх, ну какая жалость, что она не успела вовремя вернуться домой и вздрючить колготки!
Всего за два дня она влюбилась в него с первого взгляда.
Джон и Мэрри никогда не встречались. Они были как две колибри, которые тоже никогда не встречались.
Ты, должно быть, устал с дороги. Почему бы тебе не прогуляться?
Ей поднесли бокал вина, а ему — рюмку водки с водкой.
Фото с сайта adme.ru