Евгений Гришковец привезёт в Великий Новгород свой моноспектакль «+1»
В конце 90-х Гришковец сумел стать другом самых разных зрительских кругов — бизнесменов, интеллектуалов, домохозяек. В выходивших один за другим спектаклях, книгах, дисках главным была не суть высказывания, а живая, удивительно точно найденная интонация.
Появлявшиеся порой в монологах Гришковца невнятицу и словоблудие компенсировало обаяние артиста.
Он повествовал о благородных моряках — тонувших, но не сдававшихся («Дредноуты»). Умел так интерпретировать рассказы Эдгара По, что кровавых маньяков становилось до слез жалко («По По»). На том, как не хочется, но надо есть собаку, если ее приготовил твой друг, выросло целое поколение нынешних 30—40-летних. «Зиму», «Город» и «Записки русского путешественника» с удовольствием ставили и ставят самые разные театры.
После премьеры ещё одного моноспектакля Евгения Гришковца «+1», вышедшего в 2009 году, некоторые наиболее бесстрашные критики посчитали, что эта работа раскрывает всю сущность автора.
— Посмотрев «+1», лишний раз убеждаешься, что Гришковец вовлечен в пространство масскульта лишь какой-то своей частью, — делилась впечатлениями Марина ДАВЫДОВА, обозреватель газеты «Известия», — а большей частью все же не вовлечен. Он по-прежнему тонкий, склонный к рефлексии человек, твердо помнящий, с чего начинается Родина, но не очень уверенный в очертаниях собственной личности.
Умело лавируя между элитарным и массовым, интимным и всеобщим, ироничным и серьезным, Гришковец сумел создать спектакль, который продолжает извечную тему: как современному человеку найти себя в этом мире? И зачем искать? Пожалуй, в «+1» этот вопрос стоит еще острее, ведь герой спектакля в какой-то момент ощущает, что он — всего лишь один из семи миллиардов… А может, это не так уж и мало?
Герой Гришковца в «+1» наденет на себя скафандр и побывает в раю, критически осмыслит теорию Дарвина и с помощью линейки поведает зрителю практически всю всемирную историю. Как видите, всего лишь один из семи миллиардов — считай, каждый из нас, — в преломлении Гришковца способен выйти за рамки собственного быта, своей однообразной жизни и «приплюсовать» себя к самым, казалось бы, высоким и далеким от нас вещам.
«А, собственно, почему нет?» — как бы спрашивает у нас автор, показывая эту фантасмагорию от лица обычного, среднестатистического человека. Наши души бездонны и бесконечны, и каких только чудес там не таится… Быть может, Гришковец наивен, местами даже «попсов» (в чем его не устают обвинять элитарные критики), но в одном ему не откажешь: он искренне верит в самое хорошее в людях и своим творчеством способен пробуждать у зрителей лучшие чувства.
Ксения НИКИТИНА
Фото с сайта afisha.yuga.ru