или Человек, он же Холст, он же Ваза
Собираясь на второй новгородский, но первый Международный фестиваль боди-арта, наш фотокорреспондент весьма кстати вспомнил историю позолоченного мальчика, призванного изображать Золотой век на пышном празднике герцога Людовика Моро, но умершего после торжеств по малопонятным для того времени причинам.
Дескать, и не боятся же модели отдавать своё тело на растерзание художникам.
И действительно — не боятся. Но чтобы быть уверенными в этом, презентации «готовых» моделей мы решили не ждать, а отправились интересоваться самим процессом окрашивания ещё за несколько часов до старта фестиваля.
Что сказать? Любопытно! Однако фотографу всё-таки пришлось тяжело: демонстрировать прессе обнажённую натуру организаторы фестиваля моделям запретили строго-настрого. Такое вот оно — причудливое искусство боди-арта! Покрыт слоем тончайшей краски — и уже вроде бы одет, уверен в себе. Всё равно, что в свитере стоишь или в платье.
Феноменом боди-арта как психологической практикой в перерыве между сеансами окрашивания поделилась одна из участниц фестиваля Яна ЛЕБЕДЕВА, новгородская модель со стажем.
— Когда ты модель для боди-арта, по-другому воспринимаешь своё тело и себя в принципе. В обычной жизни невозможно стоять перед журналистом в трусах и всерьёз говорить об искусстве. А сейчас можно. Потому что сегодня я — холст, и художник, моя хорошая приятельница, меня рисует. А если я холст, то как у меня может быть некрасивое тело. Я всех нас сравниваю с вазами. Мы ведь воспринимаем вазы разных форм, и все они красивы. Так что для меня боди-арт — это непростой путь к самопознанию.
Рассуждая вслух, Яна медленно сгорала на костре тщеславия, который на неё наносила художница Елизавета ИОНИНА. Последняя рассказала, как долго выбирала подходящий сюжет для темы фестиваля «Стиль жизни» и как наткнулась на явление средневековья — Костёр тщеславия. Это показательное сожжение светских книг, музыкальных инструментов, игральных карт и костей, парфюмерных продуктов, богатых нарядов и зеркал. Согласно преданию художник Сандро Боттичелли самолично бросил в костер несколько лучших своих полотен на мифологические темы.
Что ж, звучит страшновато и торжественно, а на Яне к тому же смотрится экзотически. Особенно при условии, что вокруг Яны не только аэрографы, бутерброды с колбаской и сыром на перекус, мечи, парики, обувь на огромном каблуке и прочие аксессуары, но и другие модели: Папуасы, Демоны, Чёрные лебеди, Русалки, Гости из будущего. Все оживлённые, обнажённые, возбуждённые предстоящим преображением.
Что до Золотого мальчика, то, как рассказали художники и сами модели, современные краски для кожи абсолютно безвредны, не токсичны и легко смываются водой. Верилось в это не сразу: воздух в небольшом помещении, где проходила роспись живых холстов, отдавал горчинкой. Но спорить с моделями не хотелось — большинство из них работают не впервые. А некоторые признаются, что, попробовав себя в роли холста разок, остановиться трудно.
Владимир БОГДАНОВ (фото)