Вторник, 07 января 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Улица полна неожиданностей

Чтобы город заговорил с тобой, начни первый

В воскресенье вечером девочка с синими волосами на крышке канализационного люка рисует воду, в которой плывут две жёлтые рыбы. Люк — на клумбе. Кроме люка, там же — чертополох, лопух, лилейник и какие-то стандартные синенькие цветы.

Что примечательно, и то, и другое, и третье аккуратно высажено. Клумба выложена белым кирпичом, на кирпичах — красками: «Живопись не умерла, она сама кого хочешь убьёт».

Это кажется непонятным, пока не скажешь, что клумба с рыбами находится под окнами Центра современного искусства, который в воскресенье, 8 июня, отмечал окончание первой пятилетки своей деятельности.

Город для людей
Пять лет назад художники Олег Саулов и Елена Васильева сделали первую выставку в подвале ЦСИ, чем и положили ему начало. С тех пор центр разросся до нескольких залов, был обласкан посещениями известных художников и фотографов, с открытия единичных выставок переключился на целые выставочные «волны». Центр, бесспорно, стал одной из самых заметных культурных площадок Новгорода.

Праздничный для ЦСИ день сознательно совместили с закрытием Урбанфеста-фестиваля, организованного активистами движения «Новый город» и посвященного превращению Великого Новгорода в город, удобный для людей. Кстати, «Новый город», закрывая свой фестиваль, решил показать, как просто эта проблема может решаться: за несколько часов активисты движения смастерили несколько скамеек из использованных паллет, проще говоря — пустых деревянных поддонов, и расставили их вдоль тротуара на Большой Московской.

Активист «Нового города» Константин ХИВРИЧ, таская со товарищи скамейки из мастерской на тротуар, готов говорить о проблемах благоустройства.

— Допустим, по СанПиНу в парке «30-летие Октября» должно быть 160 урн, а там их сейчас около 20, — подводит нехитрые подсчёты Хиврич. — А чисто ведь не там, где убирают, а там, где не мусорят. И проблема урн — не единственная в городе. Есть ещё проблема нехватки светофоров, велодорожек, неудобных пешеходных переходов, навязчивой рекламы и много, много других. «Новый город» подготовил 20 предложений по улучшению городской среды, те, что касаются улучшения дорожного движения, уже переданы в мэрию. Сейчас мы ждем ответа.

Есть предложение!
Ознакомиться со всеми 20 предложениями общественников сейчас может каждый желающий, стоит только прогуляться от «Диалога» до парка «30-летие Октября»: плакаты с предложениями вывешены вдоль чугунной решётки на улице, планируется, что они провисят здесь всё лето. Идеи, как уже сказано, подготовили активисты «Нового города», а оформил всё это художественно Павел АРСЕНЬЕВ, свободный дизайнер и вольный путешественник. Последние три года Павел просто колесит по миру. В частности, по его южным широтам. И вот судьба забросила его к нам.

— Новгород очень душевный, мне понравился. Но я сразу заметил, что у вас не хватает светофоров! Мне в некоторых местах даже страшно было улицу переходить, — заметил Павел, оторвавшись от привязывания плакатов к решёткам.

Впрочем, что мы всё о светофорах да скамейках, на чугунной ограде у «Диалога» развешаны и другие рационализаторские предложения. Активисты «Нового города», естественно, уверяют, что все они реализуемы, просто это вопрос не только бюджета, но и политической воли. А все же некоторые идеи активистов представляются сказкой, например, эта: «Дворы — не место для машин». Не место, конечно, не место, только кажется, что в ближайшие 5—10 лет горожане скорее будут парковаться на Луне, чем на специально построенных для этого крытых парковках.

Большая Московская больше не корчится безъязыкой. По крайней мере в районе «Диалога»Говорит и показывает
Это я всё к чему говорю, совсем не к тому, чтобы подытожить: не проекты у «Нового города», а прожекты. А к тому, чтобы подвести к мысли, высказанной директором ЦСИ Сергеем ПУХАЧЁВЫМ на лекции «Улица корчится безъязыкая», прочитанной в этот же день.

— Что мешает движению в сторону разгерметизации городского пространства с помощью искусства? — вопрошает Пухачёв. И сам себе отвечает: — Ему мешают, во-первых, нехватка средств. Во-вторых, позиция властей. И третье препятствие — сами граждане. Каждый второй может у нас в стране сказать: мне не понятно — значит, не нужно. Чтобы это преодолеть, и важны подобного рода фестивали.

С Сергеем Борисовичем можно спорить, когда смотришь на некоторые примеры, иллюстрирующие его тезисы: если горожанам не нравится гигантская прищепка или волан и даже кегля в городском парке — это их право? Но можно и соглашаться: «Пусть городские скульптуры будут юмористическими, с улыбкой на лице нельзя быть вандалом!».

В разговоре про вандализм хочется привести ещё один пример, озвученный Пухачёвым на лекции:

— Я расскажу о первом и самом громком поражении модернистской архитектуры. В 1973 году взорвали район Пруитт-Айгоу в Сент-Луисе в Америке. Этот жилой комплекс был построен в 1955 году по проекту архитектора Минору Ямасаки, который за него получил Пулитцеровскую архитектурную премию. Но когда район построили, выяснилось, что туда боятся приезжать не только таксисты, но даже «скорая». Дело в том, что туда заселили бедное американское население. Половина жителей этих домов жила на нетрудовые доходы, львиную долю составляли дети до 12 лет. Этот новейший район стал самым криминогенным из всех, что можно представить! Ямасаки проектировал район как художественную среду, расположил небоскребы в композиционном порядке, но почему-то не отрезал его от эстакады большой трассы, не учел, какие слои населения будут там жить, забыл, что архитектура — это ещё и социальное творчество. Мы, горожане, на архитектурное проектирование повлиять не можем: генпланы составляются на десятилетия. Но мы можем повлиять на городскую среду: скульптура и искусство должны занимать в городском пространстве центральную роль, чтобы его раскрыть, сделать приятным, потешным, любым, только не безъязыким.

Если ставить вопрос ребром, автору этих строк в равной степени с улицей Мира не нравятся и дворы новостроек, больше похожие на гигантскую парковку. Но заражаясь энтузиазмом активистов «Нового города», хочется верить, что когда-нибудь и они засияют расписными люками и спортивными уголками. Жаль только, жить в это время прекрасное...

Да нет, что это я?! Вот тогда и заживём!

Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА