Среда, 07 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Стиль Сталин

Можно ли новгородцев загнать в культуру интеллектуальными пинками?

Осенью Великий Новгород ожидает традиционное оживление культурной жизни. Одной из зон притяжения станет площадка Центра современного искусства, где откроется интеллектуальный клуб «Скворешня».

Каждую субботу здесь будут читать лекции, посвящённые культуре XX–XXI веков. Задаст тон интеллектуальным встречам директор ЦСИ Сергей ПУХАЧЁВ, с которым мы уже поговорили.

— Сергей Борисович, почему «Скворешня»?

— У нас тут, как на рыбалке: всё имеет значение и название. Помните у Вячеслава Иванова «Скворешниц вольных гражданин…»? Важно и то, что клубу мы попробуем придать формат интеллектуального. На мой взгляд, вокруг встает волна не очень умного, чтобы не сказать глупого. Такое ощущение, что кто-то хочет вернуть старинное: «публика — дура и с ней так и надо обращаться». Но может быть, есть и другие языки? Вот мы и решили реализовать одну из основных задач Центра — просветительскую.

— Тема первой же лекции «Стиль Сталин. Архипелаг культур». Не слишком ли специфично?

— Наоборот, очень широко. Потому что «Стиль Сталин» несмотря на хлёсткое название — это всё советское искусство 20–50-х годов. Он действительно покрывал собой всё. Поэтому иногда говорят о Большом стиле. В то же время почему архипелаг культур? Потому что в эти годы внутри единственно правильного метода соцреализма и официальной культуры работали множество талантливых людей, которые по-разному взаимодействовали с системой, их судьбы, творчество крайне интересны. Памятники стиля хранят ещё много загадок (Мавзолей Ленина, например), там много непрочитанного и непонятого. Сегодня нам неплохо бы понять, почему этот стиль, это мировоззрение неуничтожаемые, они оживают вновь и вновь, как в фильме Абуладзе «Покаяние». Почему, на какие пласты нашего сознания они опираются?

— По-вашему, культ проник так глубоко?

— В 1954 году разбирали статую Сталина на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. И обнаружили внутри маленькую скульптуру Сталина, глиняную модель. Выяснилось, что в 38-м, когда сделали статую, модель просто никто не решился уничтожить. Культ вуду? Или два разных фасада снесённой недавно гостиницы «Москва». Общеизвестно, что сталинская культура тяготеет к симметрии, централизации, а тут вдруг — два разных фасада. Выяснилось, что когда щусевский проект был отдан на подпись Сталину, на нём действительно были два варианта — на выбор. А вождь расписался посередине, и никто не решился снова обращаться с уточнениями. Так и построили. Это архитектурная легенда, фольклор, так сказать, но разве она не похожа на правду?

— От содержания к форме. Найдёт ли в новгородской публике понимание сам формат «интеллектуального клуба»?

— Опыт преподавания в четверть века длиной даёт мне кое-какие надежды. Тем более что моё дело как лектора сделать так, чтобы глаза слушателей загорелись, чтобы родились вопросы, назрели противоречия. И потом, если в клубе наберётся достаточная аудитория, готовая рублём голосовать за выступления лекторов, мы будем приглашать гостей из Москвы и Петербурга.

— То есть вы всерьёз нацелены дать Новгороду интеллектуальный толчок?

— Громко сказано. Но, может, стоит попробовать? Почему нет? Этот проект вызревал давно. В плане лекций уже намечено немало тем. Например: «Русский авангард. Схватка с солнцем», «Великие вещи века. Дизайн как он есть». В конце концов, если те же авангардисты говорили, что башмак выше Венеры, неплохо бы присмотреться к миру вещей, выделить знаковые, поворотные. Ещё тема: «Архитектура ХХ века. Состоявшаяся утопия» или «Модернизм. Неизбежный образ века» и т.д. Очень хочется поговорить на тему «Плохое искусство». Ведь не шедевры же всё кругом. Как отличить? Вот прошла в городе выставка Сафронова. Это что такое — китч, каких мало, или что-то ещё? Почему ажиотаж? Публика что, действительно дура… Впрочем, мы замкнули круг. Приглашаю, первая встреча — 13 сентября в 13.00, вторая — 20-го, потом 27-го. А там посмотрим.

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА