На выставках нельзя бежать мимо картин, как мимо витрин
На открытии новой экспозиции «Библейские сюжеты» руководитель Центра современного искусства Сергей ПУХАЧЕВ сделал превентивное заявление: «Современный зритель идет по залам быстрым шагом: бросил взгляд на одно полотно, переходит к следующему.
Не всматривается, не вдумывается, не пытается разгадать замысел художника. Да, к такому восприятию приучает нас динамичность современного общества. Но это не есть хорошо. И мы у себя в центре стараемся побудить людей мыслить, задаваться вопросами и искать на них ответы».
Библейские сюжеты. Заветы — Ветхий и Новый. Кажется, уже каждая строка когда-то (и не единожды), кем-то (многими) переведена на язык живописи, музыки, скульптуры. Но нет! Вот женщина в джинсах и свитере. Она сидит в вагоне метро и держит у себя на коленях подростка. Усталый, задумчивый взгляд, характерный поворот головы, обращенный к ребенку, руки, бережно обнимающие свое сокровище. Мадонна с младенцем? А почему нет? Или вот мужчина, тело которого кровоточит. Он сидит на земле, подтянув к себе колени, обхватив их руками. Ему больно: кровоточит не только тело, но и душа. Таким Николай АНДРЕЕВ видит библейского Иова — праведника, образца веры и терпения, который потерял все, что имел в жизни, но не отвернулся от Бога…
По мнению устроителей «Библейских сюжетов», тематические выставки, как никакие другие, должны будоражить человека. Другой вопрос, что далеко не все нынешние живописцы умеют раскрыть тему.
— Сейчас в залах около 150 работ новгородских художников. Первую тематическую экспозицию на суд зрителей они представили прошлой осенью. Тогда мастера своё видение темы «Мужчина и женщина» продемонстрировали. Не впечатлило, — делится своими мыслями Пухачев. — Почему? Тематическая картина прошла путь от начала Нового времени до XX века. От сложнейших композиционных решений и геометрии полотен у передвижников до полной дискредитации в советский период. Ну не все наши современники могут мыслить масштабно в рамках узкого направления! Но, как мне кажется, сейчас, на фоне модных модернистских выкрутасов в искусстве, от которых порой в глазах рябит, тематическое направление может получить второе дыхание. И творцы вспомнят Репина, Сурикова — то, какая в их картинах сложная композиция, каковы сюжеты, многофигурные сцены.
По словам художника Олега САУЛОВА, раскручивать тематические выставки и для зрителя, жаждущего разномастности действа в жизни, на сцене, в литературе, в живописи, и для самих художников, привыкших писать простые вещи, нужно долго. Но однозначно нужно. «Библейские сюжеты», по его мнению, — более интересная выставка, чем прошлогодняя «Мужчина и женщина»: «Но сам я ни одной работы не представил. Не прочувствовал темы. Трудно…».
Центр современного искусства, открыв в прошлом году тематическое экспозиционное направление для новгородских живописцев, каждый раз усложняет им задачу. Так, до сентября 2015-го мастерам предложено изучить «Пищевой ТрактАТ» и представить художественно-исследовательские работы на суд зрителей.
Владимир БОГДАНОВ (фото)