Главный герой нового фильма Люка Бессона — мозг
То ли отдыхая, то ли изучая язык в Тайване, весьма симпатичная американка Люси (Скарлетт Йоханссон) знакомится с плохим парнем, втянувшим её чёрт знает в какую переделку.
В живот девушке и ещё нескольким подопытным зашивают партию экспериментального наркотика, расширяющего сознание. Наркотик нужно доставить в Америку, но происходит неожиданное.
Когда несчастная Люси пару раз получает ногой по ребрам, пакет в её организме рвется, убойная доза вещества попадает в кровь. А дальше — понеслось... Вместо стандартной десятой части Люси осваивает 100% своего мозга — случай в длинной истории Земли единичный.
Елена Кузьмина (Е.К.): — Не знаю, как тебе, а мне не было скучно в кинотеатре. Хотя я привыкла считать, что большое количество спецэффектов, драк, экшна — признаки плохого боевика, где всё развивается по накатанной. А в случае с «Люси» было интересно: чем именно всё закончится?
Мария Клапатнюк (М.К.): — Это на тебя «нелинейный метод повествования» так подействовал? Кадр — Люси в окружении узкоглазых мафиози Тайбэя, другой — бедное травоядное убегает от хищников. Может, и не слишком оригинально, но быстро настраивает на нужный лад. Я тоже втянулась. Правда, стоит ли считать нелинейностью, что первую женщину австралопитека и нашу героиню, превращённую в сверхчеловека, звали одним и тем же именем — Люси, я не знаю. По-моему, это небольшой перебор. Кстати, в глазах австралопитека читалась такая грусть и тоска, что даже актерские способности Йоханссон, по-моему, поблекли. Шучу, конечно. Удивительно, что в анонсах к фильму женщину, использовавшую свой мозг на 100%, называют самым опасным существом на планете. Наконец-то нам сообщили правду, мозг — это опасно!
Е.К.: — Опасен ли мозг? Я бы не таким вопросом задалась. По-моему, любимая тема Бессона — женский вопрос. У него какой-то нездоровый интерес к представительницам прекрасной половины человечества, которые ведут себя как мужчины. Вспомни «Пятый элемент» и «Жанну Д'Арк», где главной героиней была Мила Йовович, которая одной левой била пришельцев. Или «Леон» с Натали Портман. Или «Её звали Никита». Может, режиссер хочет показать нам, что женщины безвозвратно изменились и эпоха баб с яйцами окончательно вступила в свои права?
М.К.: — Ну не только женщины изменились, мужики съехали с катушек и того раньше. Ещё в 1992 году Бретт Леонард в своём «Газонокосильщике» показал, что может быть, когда молодой, талантливый ученый ставит смелые опыты с использованием высоких компьютерных технологий и наркотиков над умственно отсталым косильщиком лужаек. Опять-таки страшный сверхинтеллект с претензией на мировое господство.
Е.К.: — А может, Бессону, наоборот, такие нравятся? Человек продолжает поиск новых удовольствий, а бесчеловечная женственность очень возбуждает.
М.К.: Конечно, нравятся! И интерес вполне здоровый. Подборку одобряю на все 100 процентов. Другое дело, что далеко не все из перечисленных тобой женщин — машины. Если помнишь, тот же «Пятый элемент», в смысле — Лилу, она как раз вредничала и вовсе не хотела спасать мир ровно до тех пор, пока герой Брюса Уиллиса не признался ей в любви. А сделал это Крепкий орешек буквально за несколько секунд до столкновения Земли с Чёрной планетой — ох, я и понервничала тогда. А нынче что? Люси — это же просто асексуальная мыслящая машина. Какая любовь? На всю картину один псевдопоцелуй «для памяти» — прям пощёчина общественному вкусу. Ой, мне кажется, я ответила на свой вопрос — да, мозги опасны. И ведут, не побоюсь обобщений, прямиком к вымиранию. Анекдот про динозавров помнишь?
Е.К.: — Где-то уже успела прочитать, что для того, чтобы осмыслить эту картину, нужно задействовать не более 2—3% мозга. Согласна. Пожалуй, Бессон играется с очередной подвернувшейся ему темой — будь то возможности мозга или спасение планеты, забавляется трюками, погонями, драками. Он — этакий мальчишка в кино. Хочешь немного расслабиться — смотри его фильмы. А не какого-нибудь пресного «Бэтмена», где очень мрачный мужик в форме летучей мыши на полном серьёзе спасает мир. Или, скажем, мелодраматичного «Человека-паука». Бессон свои боевики делает очень стильно и весело. И всегда с небольшой долей черного юмора.
М.К.: — А по мне так доля не такая уж и маленькая! И это отлично.
Е.К.: — По этим показателям его превосходит наверное Тарантино. На нижней ступеньке «Крепкий орешек», «Железный человек», где картинка довольно скучная, но обаяние главного героя частично спасает ситуацию. Правда, слышала, что Роберт Дауни-младший отказался сниматься в следующей версии «Железного». Понимаю — надоело.
М.К.: — Я вообще задействовала всё, что могла, но всё равно не врубилась, почему, путешествуя в прошлое, Люси встретила сначала динозавров, а потом уже свою тёзку, ведь по идее всё должно быть наоборот? Или вот ещё: отчего наша красавица блондинка, в одном случае лишь взглядом останавливающая толпу бандитов, в другом — поручает это дело полицейским. О том, что за компьютерное устройство освоит флэшку, на которую достигшая абсолюта Люси записала ВСЁ известное, я тоже боюсь думать. Хотя какая разница? Ведь красиво же — просто до чёртиков красиво! Картинка бодрит и тонизирует на отлично. И главное — никакой усталости в пятой точке. В последнее время я уже смирилась: громкое кино — будь добр высидеть два часа, а может, и два с половиной, вникни, помучайся, а потом выводы делай. «Люси» — это же находка для холерика. Не успел открыть пачку чипсов, как тебя уже втянуло в сюжет, как следует пережевало и снова выплюнуло в зрительское кресло. Теперь иди домой и изучай способности человеческого мозга. Или вот хотя бы отзыв наклепай!
Е.К.: — Но, судя по интервью, и сам Бессон не очень понимает, что он снял. Ни в одном я не увидела четкого ответа от режиссера: о чем этот фильм? Видна попытка выскочить из своих собственных рамок, снять арт-хаусное кино о вечных вопросах. Наркотик заставил мозг работать в полную силу, но он же ускорил и метаболизм, а вместе с этим и приблизил смерть Люси. На что потратить оставшееся время? Поделиться своим уникальным опытом с другими, как и первая клетка миллион лет назад, разделившаяся на две. Это предлагает профессор Норман (Морган Фриман). Плодитесь и размножайтесь! Такая мораль? Не ново. Так что, по-моему, Бессон так и остался собой. И твое недоумение закономерно: форма подчинила себе содержание. Как я где-то вычитала: глуповато, но увлекательно.
Мария КЛАПАТНЮК,
Елена КУЗЬМИНА