В новгородском Музее изобразительных искусств открылась выставка портретов великого поэта
Выставка, подготовленная Всероссийским музеем А.С. Пушкина в конце 1990-х годов в преддверии 200-летнего юбилея великого русского поэта, доехала наконец и до Великого Новгорода.
Надо сказать, сам Александр Сергеевич в своё время бывал в Новгороде не раз, останавливаясь здесь по пути из Петербурга в Москву. Некоторые называют даже конкретную цифру его посещений — 23. А историк литературы, пушкинист Николай Лернер считал, что новгородские дворянки сестры Буткевич — Екатерина и Вера — послужили прототипом главных героинь романа «Евгений Онегин» Татьяны и Ольги Лариных. Их родовое имение находилось на берегу реки Пола.
В экспозиции, представленной в Новгороде, 26 картин. Большая часть — работы, созданные к памятной пушкинской дате 1937 года, когда по всей стране с размахом отмечали 100-летие со дня гибели Пушкина. Некоторые из этих работ люди старшего поколения могут помнить по многочисленным воспроизведениям в журналах, на открытках и даже обёртках шоколада.
Интересно, что Пушкин на картинах Петра Кончаловского и Кузьмы Петрова-Водкина, как посчитали организаторы выставки в прошлом веке, на себя не похож, и работы не приняли. Кузьма Сергеевич в порыве негодования даже уничтожил полотно. Но ученику удалось сохранить фрагмент холста — он и представлен на выставке в Новгороде. В Музее изобразительных искусств показана и снятая когда-то с показа картина Петра Кончаловского.
— Это работы классиков русской живописи, — говорит искусствовед, ведущий сотрудник Новгородского музея-заповедника Татьяна ВОЛОДИНА. — И спорить о том, похож на них Пушкин на себя или нет, — бессмысленно. Ведь это прежде всего творческая работа, художникам присущи своё видение и манера подачи.
Необычное ощущение возникает на выставке: масштабные живописные полотна, выполненные в реалистической манере, словно поглощают зрителя.
— Конечно, современные художники сюжетные картины таких впечатляющих размеров пишут не так часто, — говорит Володина. — Раньше ведь это делалось к определённым датам, были заказы, работала система художественных фондов, которая оплачивала работу живописцев и графиков. Подобные полотна создают не за месяц и даже не за год. Композиционная картина по сути — это роман, который пишут на холсте.
Но почему эти работы так интересны сегодня? Безусловно, образ поэта всегда был источником вдохновения для многих творческих людей. Новгородские художники тоже не раз обращались к теме пушкинианы — Владимир Рябов, Борис Непомнящий и другие. Но, как отмечает Татьяна Володина, есть и другая причина. Классическая школа живописи сегодня востребована как никогда. Она учит работать руками, а не с помощью компьютерной мыши. «Это не фальшивые вещи, не ложнопатриотические, — замечает Володина, — а подлинное реалистичное искусство, насыщенное содержанием».
Фото Владимира МАЛЫГИНА