Среда, 12 ноября 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Нолан с палочкой

Съёмочная группа фильма «Интерстеллар» потрафила и физикам, и лирикам. Кто больше рад? В недалёком будущем засуха приводит население Земли к экологическому кризису. Человечество стремительно сокращается, вскоре ему и вовсе грозит вымирание.

Съёмочная группа фильма «Интерстеллар» потрафила и физикам, и лирикам. Кто больше рад?

В недалёком будущем засуха приводит население Земли к экологическому кризису. Человечество стремительно сокращается, вскоре ему и вовсе грозит вымирание.

Группа учёных отправляется в экспедицию сквозь туннель во Вселенной, который, возможно, соединяет области пространства-времени. На другом конце туннеля астронавты надеются найти для землян новый дом.

В своём фильме «Интерстеллар» режиссёр Кристофер Нолан попытался связать Землю и Космос новым физическим свойством — любовью и поговорить о вечном. Зритель воспринял попытки на ура.

Мария КЛАПАТНЮК (М.К.): — Любишь ли ты кукурузу так нежно, как любил её Никита Хрущёв; ненавидишь ли её так же сильно, как бывший сотрудник НАСА Купер (Мэттью МакКонахи)? И вообще, с какого раза научилась без запинки выговаривать название фильма, превратившего соцсети в сплошной возглас: «Это что-то с чем-то!».

Елена КУЗЬМИНА (Е.К.): — Меня новый фильм Нолана удивил, в хорошем смысле слова. Честно говоря, я — не поклонница его «Темного рыцаря» с довольно предсказуемым сюжетом. Я и фамилию режиссера по «Рыцарю» не запомнила. Теперь буду знать, потому что «Интерстеллар» хоть и доверху напичкан техническими штуками и загадочными терминами, кино не о космических приключениях, а о людях.

М.К.: — Очень спорно, Лена! Потому что при всём моем прохладном отношении к космической фантастике в технической стороне вопроса Кристофер Нолан и его команда выглядят, на мой взгляд, более уверенно, чем во второй главной теме — о чувствах. Когда я слышу про сингулярность, кротовую нору, гравитацию, ускорение времени и прочие штуки, хотя бы пытаюсь думать (может, оттого, что ни грамма в этом не смыслю). Да и после сеанса потянуло прочесть пару статей на тему. Но слушая реплики героев в стиле: «Тебе всегда было тесно на Земле!» — «Да, я создан для полётов в новые миры» и ещё что-то про любовь, выводящую нас за пределы времени, я поскорее пытаюсь заесть банальность чипсами. По-моему, единственный из персонажей, которому сценаристы оставили право на юмор — это робот в форме могильной плиты, с её же грациозностью. Кино это не про человека и не про космос. А про то, как талантливый режиссёр, манипулируя физиками и лириками при помощи полупридуманной-полуреальной терминологии и отличнейшей музыки, на три часа отправляет их, то есть нас, в... Вот тут не могу понять, куда же меня всё-таки отправили. Но, признаюсь, мне там было совсем не скучно. Утопия это или антиутопия?

Нолан с палочкойЕ.К.: — Ни то и ни другое. Как тебе жанр семейной мелодрамы? Но! Согласна по поводу реплик. Ты еще пожалела Нолана. В фильме легко найти не один штамп. Там не только слова, целые эпизоды можно вырезать. То ли Нолан не может перестроиться и использует наработанные приемчики, то ли его вообще на один раз хватит, и он вернется в привычную стихию, но «Интерстеллар» застрял где-то на пути из галактики под названием «психологический триллер» в галактику «авторское кино». Путь, как понимаешь, неблизкий и непростой. Он заметно переборщил с космической темой, забросав зрителя терминами. Наверное, подействовало обаяние высокой науки. Сингулярность! Звучит-то как! Красиво и загадочно. Кротовая нора и червоточина менее благозвучны, но тоже должны нас убедить, что речь идет о чем-то очень крутом и умном. Не зря он пригласил консультантом астрофизика, который достал Мэттью МакКонахи.

М.К.: — Хотя мне кажется, в погоне за визуализацией межгалактических туннелей и чёрных дыр вся кинокоманда немножко перенапряглась. Или всё-таки сумела шагнуть вперёд? Купер в скафандре, зависающий в собственной домашней библиотеке, выбил меня из зрительского кресла настолько, что всерьёз вернуться я уже не сумела!

Е.К.: — Космос, межзвездные путешествия — только форма, которую Нолан использует, чтобы показать взаимоотношения членов семейства Купер. Пока папочка спасает человечество от вымирания, его дети незаметно для него вырастают, взрослеют, обзаводятся своими детьми и однажды просто забывают о нем. Может, Нолану просто надоело снимать пошлятину?

М.К.: — Поэтому теперь он устами героев произносит: «Раньше мы смотрели в небо и искали свое место среди звезд, а теперь ковыряемся в грязи». Если вдуматься — та же пошлятина, но в новой упаковке. Несомненное «но» в том, что съёмочная группа исхитрилась так снять и подать классическое кино для массового зрителя, что массовый зритель вдруг возбудился и решил, что приобщился к великому, а главное — понял что-то важное! В этом, мне кажется, успех фильма. Я не лукавлю.  Но если честно, я всё ждала, что подросшая дочь Купера или сам Купер как-то так наладят связь с космосом, что человечество всё же останется на Земле и будет жить-поживать дальше, а при самом удачном раскладе научится и добра наживать. Ан, нет! Даже в американском фильме не вышло! И это печалит, причём безотносительно «Интерстеллара». По мне, так это, пожалуй, единственный вполне определённый месседж, который можно вынести из фильма: «Что бы мы ни делали, «Титаник» всё равно пойдёт ко дну!». Как бы мы ни старались, в недалёком будущем Земля обязательно нас уничтожит! Отнимать хлеб у Green Peaсe не буду, хотя эта мысль меня будоражит по-настоящему сильно. Сильнее даже, чем возможность путешествовать во времени, подобно загадочным «существам из пятого измерения». Если лучшим парням Америки из надвигающейся катастрофы не помогают выйти продекларированные ими правила общежития: любите друг друга и вокруг вас будет мир, как вообще жить дальше? Кстати, любопытно, что в соцсетях с восторгом пишут о шедевральности фильма и о том, что заново открыли для себя космос. Ёлки-палки, никому не жалко старушку Землю?

Е.К.: — Да, финал хеппи-эндом не назовешь: земляне, добро пожаловать на планету Эдмунд! Теперь вы — эдмундяне. Но вообще, космические технологии в качестве художественного приема — не новинка в мировом кино. И в первую очередь в российском. «Солярис» с мыслящим океаном у Тарковского — как раз тот случай. Только там режиссер не отвлекался на бессмысленные диалоги про сингулярность и гравитационные аномалии, а снимал кино о взаимоотношениях мужа и жены, покончившей с собой после семейной ссоры и благодаря океану вновь и вновь возвращающейся к главному герою. А тот, как помнишь, в итоге возвращается к своему отцу. Не мог ведь Нолан не смотреть Тарковского!

Нолан с палочкойМ.К.: — Вполне мог, почему бы и нет? Но Нолану нужны полные залы и много отзывов! Он их получил!

Е.К. — Добавил ли что-то новое? Пожалуй, эксперименты со временем, которое на разных галактиках течет по-разному. Пока астронавты проводят несколько минут в поисках условий для жизни на чужой планете, на космической станции, где они оставили в одиночестве своего коллегу, проходит 23 года. Тот провожает их молодым, а встречает уже с сединой в бороде. Да и на Земле время летит гораздо быстрее, и конец света совсем близко.

М.К.: — Надеюсь, я тебя не сильно разочарую, если скажу, что и эксперименты со временем уже были. Как минимум в советском детском фильме «Москва — Кассиопея» 1973 года.

Е.К. — И всё же Нолан не зря напоминает, что жизнь коротка и непредсказуема. Нам всё кажется, что мы еще много всего успеем, а полжизни как не бывало. Истина сколь известна, столь и непопулярна. Правда, для большой режиссерской работы таких умозаключений маловато. 

Мария КЛАПАТНЮК,
Елена КУЗЬМИНА
Кадр из фильма «Интерстеллар»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Будет интересно!

Будет интересно!

Максим Замшев написал новый роман и не боится ходить по улицам

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.11.2025 года

РЕКЛАМА