Корреспонденты «НВ» побывали в уникальном музейном центре, который вот-вот откроется для посетителей
У входа в музейный колокольный центр из-под земли торчит голова колокола. Судя по ушам — огромного.
Кажется, копни чуток, и он предстанет во всей красе. «Зачем вы колокол закопали?» — с этого вопроса и началась наша экскурсия.
Всему голова
Колоколов в фондах Валдайского филиала Новгородского государственного музея-заповедника насчитывается сотни. Поэтому закопать один из них с целью привлечения внимания к новому объекту, наверное, вполне можно было бы. На взгляд обывателей, конечно же. Здесь же совсем другая история, и никакого колокола в земле нет. Лишь одна голова. И отнюдь не местная.
Предназначалась она самому большому из колоколов Софийской звонницы — «Праздничному», отлитому в 1659 году мастером Ермолаем Васильевым. Звонил этот исполин, весом более 20 т, лишь по большим праздникам. В годы Великой Отечественной войны он сильно пострадал: потерял голову с ушами, за которые колокола и подвешивают на звонницах. Но в 1980-х годах один из неравнодушных новгородцев отлил недостающий элемент на местном производстве и предложил музею-заповеднику реанимировать музыкальный раритет.
— Но сделать это было невозможно, — говорит старший научный сотрудник Музея колоколов в Валдае Надежда ЯКОВЛЕВА. — Несмотря на то, что колокол сам по себе очень большой и тяжёлый, такая голова просто-напросто размяла бы его. Ведь инструмент уже старый. Да и другие факторы нужно учитывать.
Поэтому голову благополучно отправили на Владычный двор кремля, где она долгое время лежала под открытым небом. А когда стала детально обсуждаться концепция колокольного центра в Валдае, то она как нельзя лучше подошла.
— Согласитесь, это поражает, когда из-под земли лезет голова колокола, — говорит Яковлева. — Тем более ведь раньше колокола отливали в земле, чтобы форму не разорвало от сильного давления. И здесь можно предположить, что перед нами колокол, ещё не остывший после отливки. Так что это очень ассоциативный элемент. И у нас ему находиться уместнее, чем в кремле.
В общем, если в Новгороде при входе в здание Присутственных мест кремля, где размещены основные экспозиции музея-заповедника, стоят львы, то в Валдае — голова колокола.
Куда ставить-то?
Музей колоколов в Валдае ежегодно посещают более 60 тысяч человек. И ничего удивительного — это единственное в своем роде такое учреждение в России. В его фондах — более тысячи уникальных колоколов и предметов, связанных с их изготовлением. Здесь собран, кажется, весь кампанологический материал. Но и сегодня коллекция музея регулярно пополняется новыми экспонатами. Что-то приносят частные владельцы, музей покупает у коллекционеров, а некоторые экспонаты приходится в буквальном смысле вытаскивать из плавильных печей.
— Мы тесно сотрудничаем с колокололитейными заводами, — говорит Яковлева. — Нередко литейщики сами нам звонят и предлагают посмотреть тот или иной колокол, который им доставили на переплавку. Сегодня они понимают, что такие экспонаты нужно сохранять.
Уже не раз дары музею преподносил и губернатор Сергей МИТИН. Первый колокол, отлитый в 1929 году, уже занимает свое место в экспозиции. Его Сергей Митин подарил в 2012 году в ходе колокольной конференции в Валдае. Колокол, который глава области преподнёс нынче, был передан ему в 2010 году коллективом ВНИИ металлургического машиностроения, на базе которого существует литейное производство. Надо полагать, на площадях центра ему также найдётся место.
Хотя до недавнего времени большая часть коллекции колоколов хранилась в запасниках. На территории при Екатерининской церкви, где с 1995 года работала выставка Музея колоколов, была представлена лишь пятая часть собрания. Но в здании бывшего Реального училища музей развернулся в полную силу. Кстати, здание расположено недалеко от Екатерининской церкви, что очень удобно для посещения туристами.
Под сводом небесным
В настоящее время в здании полностью завершены реставрационные работы, почти все экспонаты заняли свои места. Остались, в общем-то, мелочи — установить медиаоборудование, прикрепить этикетки и другие оформительские детали.
— Экспозиция колокольного центра разместится в четырёх залах второго этажа площадью около 300 кв. м, — говорит заведующая Валдайским филиалом Новгородского музея-заповедника Наталья ШАРКОВА. — Каждый зал будет затрагивать отдельную тему: архаика, где помимо древних колокольчиков и бубенцов со всего мира представлены, естественно, и христианские церковные колокола; сигнальные колокола можно увидеть в следующем зале, отдельно и подробно мы изучаем ямские поддужные колокольчики, есть у нас и большая коллекция сувенирных. Конечно, расскажем мы и о самых знаменитых мастерах по литью колоколов, звонарях.
Едва переступишь порог первого зала, где колокола подвешены на импровизированных звонницах, взгляд почему-то устремляется не на всё это великолепие форм, а на... огромную дугу, свисающую со стены. Коромысло? Било! Дуга, символизирующая своей формой небесный свод. Ведь колокольные предметы воспринимались в качестве хранителей и проводников голоса Неба, и билу придавали форму свода небесного. Удивительно, но каждый конец этого инструмента звучит по-разному. Не может быть, решили мы с фотокорреспондентом и ударили по очереди с разных сторон. Действительно так.
— Это новгородское било, — пояснила Яковлева. — Оно звучало до конца XIX века, отмечая наиболее важные вехи церковной жизни. Такой экспонат — большая редкость, экзотика и одновременно архаика. Византия долгое время не позволяла никому иному звонить в колокола, а пользоваться перед началом богослужения именно билами.
Интересно то, что наряду с церковными были и била гражданского назначения, созывавшие народ на совместный труд или выяснение споров. Такое било представляет собой квадратную чугунную пластину с отлитыми на ней изображениями. В одном краю видим орудия труда, утварь, надпись «Время трудиться», а в другом — военные атрибуты и соответствующую надпись «Время срамиться».
Дар Валдая
Первые упоминания об использовании церковных колоколов на Руси встречаются в III Новгородской летописи в 1066 году, когда полоцкий князь Всеслав снял колокола с Новгородской Софии.
До XVI века Россия покупала готовые колокола на Западе или приглашала заморских литейщиков. Первые колокола отечественного производства появились в Пскове в начале XVI века. В Новгороде школа колокольного литься складывается в XVII веке. Отливали церковные колокола и в Валдае. Но, как мы знаем, настоящую славу Валдаю принесли небольшие поддужные и подшейные ямские колокольчики.
Когда точно их стали выпускать — неизвестно. Тут, как всегда в таких случаях, на помощь приходят легенды, одна из которых гласит, что появились они в конце XV века, когда по дороге в Москву где-то в районе Валдая разбился вечевой колокол...
Но специалисты склонны думать, что ямские колокольчики начинают отливать в конце XVIII века, когда в России появилась особая система упряжки — оглобельно-дуговая. Так у нас впервые в мире колокол повесили не в арку церковной звонницы, а под конскую дугу. И в экспозиции музея таких экземпляров — великое множество. Что тоже неудивительно.
— Придумали поддужные колокольчики в Валдае, — не без гордости говорит Надежда Петровна. — Ведь через Валдай проходил главный почтовый тракт страны, связывающий Москву и Петербург. При Екатерине II была сделана хорошая дорога. А какой русский не любит быстрой езды?! В результате аварии, происшествия. А кто в них страдал? Конечно, в основном — местные жители. Поэтому, чтобы как-то регулировать движение, и придумали поддужные колокольчики — как сигнал, предупреждающий о движущемся «транспорте». Освободи дорогу, пока не поздно.
И, что интересно, в скором времени пользоваться дорожными колокольчиками могли только государевы люди: полиция, почта, фельдъегерская служба. С 1802 года почтовый департамент, ведавший ямщиками и трактами, был присоединен к Министерству внутренних дел.
— Дорогу транспорту со спецсигналом нужно было освободить тотчас, съехав на обочину или свернув. Особый почёт и уважение выказывали и гражданам, ехавшим, например, в почтовом экипаже. Ведь человек заплатил за это деньги в казну государства, — говорит Надежда Петровна. — Их и на станции обогреют, и чаем горячим напоят, и спать уложат.
Пушкин, кстати, часто ездил именно на почтовых экипажах. «Колокольчик однозвучный утомительно гремит...» — писал он в дороге. Сколько раз он бывал проездом на Новгородчине, путешествуя из Петербурга в Москву, наверное, он и сам не считал.
Производство поддужных колокольчиков сошло на нет в связи с открытием в конце XIX века железнодорожного сообщения. Зато стали выпускать сигнальные колокола. Они, естественно, также представлены в экспозиции. Среди них, конечно, есть и корабельные рынды. И даже макет парусного военного шлюпа «Восток», принимавшего участие в первой антарктической экспедиции. Каким ветром его сюда занесло, спросите вы? Не случайным. У музейщиков есть и такой.
— Колокол для этого судна был сделан в Валдае, — поясняет Яковлева. — Это знаковый для нас корабль. Поэтому мы используем именно макет «Востока», чтобы наглядно показать, где на корабле висел колокол.
Что ещё из уникального звучащего материала на морскую тематику здесь можно увидеть? Рынду крейсера «Магдебург» — немецкого корабля, потопленного в первую мировую войну. Немецкие корабли считались неуязвимыми. А тут раз — и на дно. Говорят, специалисты облизываются, а сотрудники Музея морского флота и вовсе впали в истерику, узнав, что в Валдае есть такой экспонат. Хотя, что интересно, прежний владелец этой рынды и не догадывался, с какого корабля она снята. Раскрутить её историю получилось, уже когда корабельный колокол попал в руки музейщиков.
Здесь можно болтать языком
Что главное в современном музее? Конечно, интерактив. Ведь интересно экспонаты не только увидеть, но и потрогать. В данном случае — ударить в колокол раз-другой. Подобных «развлечений» здесь хватает.
— Какой же Музей колоколов без звука, — соглашается Наталья Шаркова. — У нас не все экспонаты убраны в витрины. Есть и в открытом доступе. Так что можно услышать и звук приближающейся тройки, и корабельную рынду, и современный ветровой колокол.
И даже послушать «трели» дверных. Так, отворив дверь, прикрывающую бывшую печную нишу, вы увидите принцип работы колокольного звонка и его всевозможные модификации. Впрочем, и сама ниша представляет не меньший интерес.
— Строительство здания Реального училища, в котором размещается колокольный центр, было начато в годы первой мировой войны, — поясняет Яковлева. — Потом строительство приостановили. И в 1920-е годы его уже достраивали как педтехникум. В это время в здании начали выкладывать печи. А делал их знаменитый колокольный мастер Георгий Андреев. Его завод к тому времени уже закрыли, и в трудовой книжке у него значится «печник». В советские годы печи разобрали, но ниши оставили. Так что они помнят колокололитейщика Андреева, колокола которого мы тоже показываем в экспозиции.
В последнем выставочном зале покажут, как уничтожали колокола в советское время и чем сегодня живёт колокольнолитейное дело. Особая роль в этом будет отведена стене, которая станет экраном, лучше слов транслирующим всё это.
Большой интерес новый музей представляет и для исследователей. Но не столько уникальными экспонатами, сколько передовыми технологиями — мультимедийной библиотекой, в частности, в фондах которой есть большая подшивка справочных, исторических материалов. И самое главное — архив записей колокольных звонов. Есть среди них и запись колоколов Софийской звонницы, долгие годы стоявших на постаменте. Сейчас, как мы знаем, в рамках специальных исследований кампанологов эти уникальные музыкальные экспонаты оторваны от земли, и можно слышать их голос.
— Но нас они интересуют меньше всего, — сказала как отрезала Надежда Яковлева. — Изучение состояния колоколов Софийской звонницы — это эксперимент, который пока не получил своего завершения. Тем более что это уставшие колокола, долгие годы не звучавшие. У них, скажем так, не натренирован голосовой аппарат, звук уходит в землю. Естественно, раньше они звучали иначе. Но ведь тогда им было меньше лет...
Помимо библиотеки, на первом этаже центра разместится современный конференц-зал, где уже проходили встречи специалистов со всего мира. Официальное открытие музейного колокольного центра запланировано на следующий год. К слову, оно стало возможным при поддержке Министерства культуры РФ и Всемирного банка реконструкции и развития. Проект «Создание экспозиции музейного колокольного центра в городе Валдай» был поддержан в рамках реализации так называемых «малых окон» совместного проекта Минкульта и ВБРР «Сохранение и использование культурного наследия России».
А что же будет с Екатерининской церковью, спросите вы? Ни о каком закрытии речи нет. По задумке музейных работников, она должна стать концертным залом, где будут проводить звонарские веча.
Владимир БОГДАНОВ (фото)