Воскресенье, 04 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Где твои 16 лет?!

Новгородский театр драмы готовится предъявить пенсионера Дон Жуана

Поставить спектакль по пьесе Анатолия Крыма «Дон Жуан. Версия» предложил нашему новгородскому театру режиссер из Санкт-Петербурга Борис ГУРЕВИЧ. Себя он называет свободным художником. 30 лет колесит по стране и ставит, ставит... спектакли.

— Более чем в 30 театрах работал. В Великом Новгороде — четвертый раз. Первый был 20 лет назад, тогда с актерами вашего драматического мы сделали рождественскую историю «В лабиринтах колдовства» по редкой пьесе Джона Ван Друтена, — начинает беседу Борис Робертович.

— Что же побудило вновь приехать в Новгород?

— А знаете, срослись сразу три составляющих. Во-первых, приглашение я принимаю в том случае, если мне, как режиссеру, интересна предложенная пьеса или если мой выбор материала устраивает театр. Идея современной пьесы о Дон Жуане исходила от меня. Руководство Новгородского драматического ее поддержало. Во-вторых, очарован самим городом. Приехали сюда с женой в январе — мороз, заснеженные тихие улицы, особенно — в старой части, редкие прохожие. Это завораживает. Поверьте, я знаю, что говорю: в Питере такого не бывает. И даже в старых русских городах, — а я работал в Костроме, Ярославле, Нижнем Новгороде, — несколько иное ощущение. Ну и, в-третьих, актерский состав. Конечно, артисты меняются, но костяк труппы тот же, что и десять лет назад, когда я в последний раз работал в Новгороде. Те же, в основном, цеха и службы.

Это как встреча со старыми друзьями.

— Но и к личности самого знаменитого обольстителя вы тоже не в первый раз обращаетесь...

— Да. В 2011 году, в период моего главрежества в Омском ТЮЗе я поставил «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» по пьесе классика ХХ века Макса Фриша... Не владею информацией, сколько вариаций Дон Жуана существует в литературе. Вот, например, интерпретаций на тему греческого мифа об Амфитрионе — 38. Возможно, и о Дон Хуане Тенорио, которого принято считать прототипом героя художественных произведений, не меньше. Эта личность, о которой сценическим языком впервые написал Тирсо де Молина в ХVII веке, вновь и вновь обращает на себя внимание писателей, драматургов, композиторов, режиссеров. И я — не исключение.

— В предыдущей вашей постановке герой — 20-летний человек, которого поначалу женщины вообще не интересуют. Он влюблен лишь в геометрию. А каков Дон Жуан в пьесе Анатолия Крыма?

— В этой пьесе Дон Жуану уже за 60. Крым дает неожиданную трактовку жизни сердцееда. Старик умирает и хочет исповедаться, отпустить грехи. Выслушать известного всей Испании грешника соглашается молодой монах. Что он узнает? Да, Дон Жуан увлекался женщинами, влюблял их в себя, но ни разу в роли любовника не был...

— В спектакле заняты всего четыре артиста. Постановка камерного формата?24teatr

— То, что на сцене будет всего несколько человек, не говорит о камерности. Наш спектакль – театральная фантазия как раз для большого пространства. Но, признаюсь, я давно не ставил спектакли, в которых мало персонажей. А пьеса на четверых, — если арифметически, — была всего однажды: в Ташкенте, в начале 90-х. Я больше специализируюсь на многофигурных композициях. Но тем приятнее работается сейчас — подобралась хорошая актерская компания, сложились профессиональные и человеческие отношения.

— Но за счет чего вы собираетесь охватить действием всю сцену, если персонажей мало?

— Тут в помощь — художник-постановщик. Более десяти лет сотрудничаю с заслуженным деятелем искусств России Марией Брянцевой, главным художником театра Ленсовета. Это безмерно талантливый человек, у нее легкая рука, богатая фантазия, она виртуозно работает с пространством и с костюмами. Надеюсь, что зрителю скучать не придется.

— В роли Дон Жуана — заслуженный артист РФ Анатолий Устинов. Но вообще-то герой-любовник не его амплуа?

— Зрители думают, что коль герой-любовник на сцене, то и в жизни артисту полагается быть ловеласом. Между тем, лучшие обольстители на подмостках — это люди в реальности скромные, сдержанные, домовитые. И потом для нашего героя важно другое — мужественность, романтизм, обаяние. А этого в Анатолии Александровиче с избытком.

— Свое творческое кредо вы обозначаете как «театр для людей». Идете на поводу у зрителя?

— «Театр для людей» — не мое выражение, так называется книга известного итальянского режиссера Джорджо Стрелера. Я делаю спектакли не для критиков, фестивалей или немногочисленной элитарной публики. Хотя ничего дурного в этом не нахожу. Я работаю для зрительного зала, в котором сидят люди разного возраста, образования, профессий, взглядов. Безусловно, угодить всем невозможно, да и нет такой цели. Хочется, чтобы спектакли волновали, вызывали смех и слёзы.

— Критики отзываются о вас как об «увлекательном рассказчике, любителе художественных парадоксов». Согласны с такой оценкой?

— Даже не знаю, что сказать. Спасибо критикам за такие красивые слова. Буду стараться соответствовать.

— Судя по постановкам, вы отдаете предпочтение классикам — Александр Островский, Николай Гоголь, Оскар Уайлд, Вильям Шекспир, Лопе де Вега... Нынешних драматургов не жалуете?

— Ну почему? Я ставил пьесы Александра Володина, Григория Горина, Александра Вампилова, Виктора Ольшанского.

— Их уже тоже можно в классики записать...

— Пожалуй, да. Хотя думаю, тот же Витя Ольшанский, с которым мы дружны, улыбнулся бы такому определению. Но вы отчасти правы, пьесы молодых авторов мне не очень близки. В первую очередь — языком. Да и не пьесы они создают, а тексты. Впрочем, как профессиональному зрителю мне любопытно, как это можно перевести на сценический язык.

Что касается актуальных тем, так они все есть и у классиков. Другое дело, как поставить, чтобы тот же Александр Островский не выглядел архаичным. Но это уже зависит от театра.

Фото из архива театра

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА