Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Глаза в глаза

Новгородский драмтеатр предлагает финскую концепцию «Дяди Вани» Антона Чехова Известный финский постановщик Яри ЮТИНЕН — частый гость в России. Он сотрудничает со многими театрами нашей страны, на фестивалях показывает свои спектакли. Так, три года назад на XVII Международном форуме камерных спекта

Новгородский драмтеатр предлагает финскую концепцию «Дяди Вани» Антона Чехова

Известный финский постановщик Яри ЮТИНЕН — частый гость в России. Он сотрудничает со многими театрами нашей страны, на фестивалях показывает свои спектакли. Так, три года назад на XVII Международном форуме камерных спектаклей по произведениям Достоевского в Старой Руссе победа в номинации «Лучшая женская роль» досталась актрисе Лизе Софии Пёнтинен из Городского театра Лаппенранты за игру в спектакле Яри Ютинена «Грустные песни из сердца Европы»...

— «Грустные песни из сердца Европы» — это фрагменты «Преступления и наказания». Потом мы постановку показали еще в нескольких российских театрах, в Грузии, Эстонии, Литве, Бельгии. И везде зрители хорошо ее принимали, — начинает разговор режиссер.

— Достоевский, Чехов. Вы, европейский режиссер, обращаетесь к русской классической литературе. Почему?

— Ваша культура безгранична и глубока. Я ни в коем случае не отрицаю известных писателей и драматургов других стран. Но если, скажем, сравнивать Шекспира и Толстого, то англичанин в своих пьесах в большей степени поднимал вопросы власти, государства, а Лев Николаевич внутрь человека смотрел и все исторические события через призму обычной жизни показывал. И многие другие русские авторы тоже к личности обращаются в своих произведениях. Политические игры проходят, и о них забывают, а темы любви, чести, долга, поиска своего пути не имеют срока давности.

— Из всех чеховских пьес «Дядя Ваня» — наиболее востребованная российскими театрами. Но вы не побоялись конкуренции и взялись за постановку?

— Да, в России часто ставят этот спектакль. Но в репертуаре Новгородского академического театра его еще не было. И потом, «Дядя Ваня» — самая финская пьеса (смеется). В конце XIX столетия, когда Чехов писал эти сцены из деревенской жизни, Финляндия входила в состав Российской империи, и в тексте моя страна упоминается два раза. Ну а если серьезно, когда я взялся изучать драматургию Антона Павловича, а у него ведь всего пять законченных пьес, был поражен его мастерством подмечать детали, ярко характеризующие людей. И одновременно задался вопросом: почему он свои пьесы относил к комедиям? Да, в них есть ирония, сарказм, смешные моменты, но они ставят серьезные проблемы, над которыми зрителям предлагается поразмышлять.

На первый взгляд может показаться, что «Дядя Ваня» — это выхваченные моменты бытия людей, ведущих довольно праздный образ жизни. У главного героя, Ивана Петровича Войницкого, — кризис среднего возраста. Он не достиг в жизни чего хотел; нуждается в средствах, к тому же влюблен, а Она не отвечает взаимностью. Он терзается сам и терзает окружающих, у которых тоже похожие проблемы. Но если читать между строк, тут вам и разговор о становлении личности, об умении любить и прощать, о здоровье своем и планеты... Пьеса была закончена Чеховым в 1896 году. Но и сегодня темы, затронутые им тогда, актуальны.

— Сегодня, 27 апреля, состоится премьера «Дяди Вани» на сцене новгородского драмтеатра. Спектакль поставлен по вашей концепции. Что это значит?

— Это распространенная практика, когда режиссер не находится постоянно с труппой в репетиционный период, а приезжает периодически, но при этом подробно расписывает для актеров и театральных цехов сценографию, текст, поддерживает связь, давая рекомендации и корректируя процесс. Я доверился профессионализму специалистов новгородского театра. И доволен их работой.

Признаюсь, когда задумывал постановку, были некие опасения по поводу различных в Финляндии и России культурных традиций, думал, как объяснить русским актерам, что я хочу получить на выходе. Но они молодцы! Все занятые в спектакле: Вячеслав Кормильцев, Кристина Жеребор, Мария Медведева, Любовь Жинкина, Юрий Ковалев, Петр Мартыненко, Валерий Бирюков, Елена Лукьяненко — в прекрасной творческой и физической форме.

— Вы делаете «Дядю Ваню» для малой площадки. Зрительные ряды будут прямо на сцену театра перенесены?

— Да! Я не сторонник объемных декораций и пышных костюмов. Для меня важно, чтобы зритель проникся вопросами, которые поднимают драматурги. Именно поэтому играть будем на малой площадке, чтобы общение актеров и пришедших на спектакль людей было глаза в глаза.

— Вы говорите о культурных различиях наших стран. А каков театральный мир Финляндии?

— У нас много театров, даже в небольших городах есть труппы. Что касается публики, на финнов сильное влияние оказывает Голливуд с его развлекательным продуктом. И потому народ требует комедий, мюзиклов, душещипательных историй.

У себя на родине я ставлю довольно много пьес современных драматургов. К сожалению, все больше и больше авторы пишут про свою жизнь, свои личные переживания, видимо, полагая, что их опыт может быть интересен многим. Меня такие тексты мало привлекают. Но есть и другая когорта творцов, которые следят за политическими процессами в Финляндии и стараются сделать себе имя по горячим следам скандалов.

Признаюсь: мое нынешнее положение в театральном сообществе Финляндии — удачное, поскольку я получил пятилетний государственный грант на постановки пьес драматургов любого периода времени и разных стран, которых выберу сам. Так что простор для творчества огромный.

— А есть ли в вашем репертуарном портфеле еще русские пьесы?

— Да. Планирую поставить «Три сестры». Опять Чехов... И возвращаясь к вопросу о различии культурных традиций, скажу, что героинь помещу как бы в золотую клетку. Такая жизнь их изнуряет, они бы и рады вырваться, но... Полагаю, такая подача русского классика однозначно будет понятна европейской публике.

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА