Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Звуки му-у-у

О том, как это здорово — тянуть волынку

Кто и как на Руси играл на волынке? Скоморохи ли, зазывая народ на праздник, пастухи ли, приглашая стадо на свежую траву? Нам неведомо. Не дошли до нас подробные описания. И наигрыши наши предки не удосужились зафиксировать. Да и не могли — нотной грамоты не знали еще.

Так получилось, что в сознании современных россиян волынка — «не наш метод». Ее зычный голос ассоциируется с крепкими шотландскими ногами, торчащими из-под клетчатого килта. На самом деле это никакая не британская собственность. Несколько столетий назад волынка была распространена по всей Европе, включая Русь.

Подтверждение тому мы получили лишь в прошлом году, когда на Пятницком раскопе в Старой Руссе археологи нашли деталь волынки XIV века. Уникальная находка (одна на всю Россию!) представляла собою трехканальный чантр (игровая трубка). Небольшая такая штуковина. Размер-то волынке придают «меха», изготавливаемые из бычьего мочевого пузыря. Пузырь служит для непрерывности звучания, никак не влияя на громкость, тембр и тон. Все дело — в волшебной трубочке. Небольшая, а голосистая!

Вот она в руках у сотрудника Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина Антона КАМЕНСКОГО. Воссозданная по образу и подобию оригинала, хранящегося в археологической лаборатории.
Антон начинает «тянуть волынку». Это выражение появилось неспроста: звучание у инструмента — размеренное и довольно монотонное. Необычное и не привычное для нашего уха. Но в том-то, как говорится, и фишка. Играет же!

Все это называется музыкальной реконструкцией. Причем речь идет о реконструкции не только инструмента.

— Сначала надо понять, как он был сделан, — говорит Антон. — В технологии разобраться. Очень сложно синхронизировать каналы, найти правильный музыкальный интервал между ними.

А ведь синхронизировали! И находили. При помощи простейших инструментов по дереву. И собственного чуткого уха.

— Видите этот восковой шарик? — спрашивает реконструктор. — Подвинем его к основанию трости... Звук выше. Если — в другую сторону, будет ниже.

Впрочем, реконструктор пока не уверен, что со своей «археологической копией» стопроцентно попал в тон. Могут быть и другие варианты озвучки.

— В современной этномузыкологии есть два подхода, — продолжается урок музыки. — Одни считают, что еще можно выявить архаичные народные напевы и наигрыши. Другие убеждены, что невозможно приладить более позднюю музыку, исполнявшуюся на волынках, к изначальным образцам. Разрыв в несколько столетий — это очень серьезно.

Уже в XIX веке музыкант-волынщик стал фольклорной редкостью в наших деревнях. И даже объектом насмешек. Где уж волынке тягаться с гармонью! Это гусляров еще в 1980-е годы исследователи музыкальных древностей находили на Псковщине, на востоке Новгородчины. Кто знает, насколько близки были «скоморохи» XX века к своим предшественникам из века XIV?

Но как бы то ни было, интерес к волынке не пропал. В наши дни он поддерживается усилиями исследователей старины, реконструкторов и просто интересующихся историей. Трудно представить, что старорусская находка вызовет настоящий ренессанс. Что фолк-коллективы разом включат волынку в свои музыкальные ряды. А какой-нибудь продвинутый коллектив на праздничном шествии в День города поставит в авангарде колонны группу волынщиков. Все-таки мы не шотландцы. Хотя...

Оказывается, находка «русской» волынки и ее реконструкция весьма интересны европейцам. Кстати, чем докажем, что она наша?

Антон Каменский показывает орнамент на чантре:

— Бытовые предметы с такими резными украшениями находили при раскопках в той же Старой Руссе. Думаю, это не может быть случайным совпадением.

Так вот, о загранице. Когда археологи поделились своим открытием, выложив в Сеть информацию, это вызвало большой интерес у западных коллег. На данный момент, как сообщила нам руководитель Старорусской археологической экспедиции Елена ТОРОПОВА, есть идея проведения международного симпозиума, посвященного волынке. Предложение поступило из Австрии — от Ульриха Моргенштерна, исследователя с международным именем. А где, по его мнению, надо провести мероприятие? Конечно, в Великом Новгороде.


Фото Фархада Юсупова

РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА