Театр более реалистичен, чем общение в социальных сетях
Время для интервью художественный руководитель театра для детей и молодежи «Малый» Надежда АЛЕКСЕЕВА назначила в перерыве репетиции. Заглянув в зал пораньше, я услышала спор артистов, занятых в новом спектакле по пьесе «UFO» столичного драматурга и режиссёра Ивана Вырыпаева. Артисты спорили о реальности разыгрываемых на сцене историй и о передаче зрителю эмоций в этой связи.
— Особенность современного театра — в сокращении расстояния между публикой и артистами. Хотя, если вспомнить историю сценического искусства, контактная зона часто менялась. Сейчас дистанция минимальная, — начинает разговор Надежда Вениаминовна. — И это нужно как актерам, так и зрителям.
— Но так ли уж нужны сегодня публике походы в театр? Есть телевизор, кино, Интернет...
— Не так давно была на занятии студентов, на котором они дискутировали по поводу того, а не устарел ли театр. Человек стал лицедействовать сразу же, как осознал себя разумным существом. Театр — это игра. Как, например, футбол, необходимость которого не вызывает сомнений. И желание показывать другим некие выдуманные истории тоже будет всегда.
Что же касается зрителей, они идут на спектакли, чтобы погрузиться в иной мир, пережить опыт, который, возможно, в реальной жизни не суждено испытать. Да, технологии расширили горизонты, но лишают нас многих эмоций. И в этой ситуации театр дает куда больше реальных ощущений, чем общение в Сети. Причем театр не церемонится — не дает возможности остановить, как на компьютере, картинку, чтобы взять паузу, выбрать удобный темпоритм восприятия, обдумать увиденное и подготовить себя к продолжению. Театр здесь и сейчас погружает человека в мир событий и страстей, умозаключений и вопросов. Но при этом театр, и это мое убеждение, не должен подстраиваться под вкусы публики — режиссеры и артисты обязаны подтягивать и держать зрителей на уровне своих глаз.
— В период коммерциализации культуры тема поиска постоянного зрителя очень актуальна. «Малый» может похвастать тем, что есть своя публика. Но ведь приучить детей к театру непросто...
— Мы начинаем работать с полуторагодовалыми малышами. Такое направление, как бэби-театр, возникло в Европе лет 10 назад, потому как мамы и папы, увлеченные ранним развитием своих чад, убеждены, что их дети готовы воспринимать сценическое искусство.
И не прав тот, кто полагает, что нет ничего трудного показать сказку ребенку, который едва научился ходить и говорить. В этом возрасте дети познают мир через игру, и мы тоже с ними играем, расширяя их горизонты. Ну а уж когда они немного подрастут и сформируют собственные понятия о том, какая забава хорошая, а какая им не подходит, чертовски сложно побудить их думать иначе: дети ведь по сути очень консервативны. Вот, убежден непоседа, что гуси-лебеди в театре должны быть кукольными, и все тут. А ведь они могут быть из бумаги, из воздушных шаров, теста, нарисованные песком... И своими постановками мы будим в ребятишках фантазию, закладываем фундамент вкуса.
Вместе с нашими спектаклями дети растут: идут с садик, потом — в школу. Но, к сожалению, в 9–10 лет перестают интересоваться театром. Они вступают в подростковый период, когда не делают уже ничего из того, что делали раньше с родителями. Возникает некий провал, пока в 15–16 многие возвращаются к нам — без подсказки родственников или педагогов.
— Вы неоднократно говорили, что в России увеличивается культурная пропасть, потому как бэкграунд молодежи не подключен к художественному, музыкальному и театральному просвещению. Что это значит?
— Многие новгородские ребята, к общекультурному образованию которых приложили руки театры, музеи, арт-галереи, филармония, музыкальные школы, после 11 класса уезжают в другие города учиться и работать. А в Новгород прибывают студенты из районов, которые редко бывали на выставках, концертах, спектаклях, у них не сформировалась потребность в таком времяпровождении. И вот они приходят в «Малый» на «СПАМ» или «Ифигению-жертву», и однозначно испытывают шок, потому как не умеют воспринимать нетрадиционный формат и подтекст. И хорошо, если это подтолкнет их к самокопанию, к работе над собой. Но ведь они могут просто уйти, даже не попытавшись вникнуть в суть происходящего.
Такая ситуация не только в Новгородской области, но и по всей стране. В Европе в городах, сравнимых по количеству жителей с районными центрами нашего региона, присутствует весь спектр учреждений культуры, и жители не оторваны от настоящего мира искусства. У нас, к сожалению, всё иначе. Но мы не отчаиваемся, пытаемся изменить ситуацию. И хочется надеяться, что это получится.
Фото из архива театра "Малый"