или Как разобраться в себе, не прибегая к помощи внеземных цивилизаций
Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» поставил пьесу Ивана Вырыпаева UFO. Как пояснили в театре, идея взяться за литературу нашего времени возникла не случайно.
— В прошлом сезоне мы при поддержке Гёте-института в Санкт-Петербурге провели театральный марафон, представив сразу пять пьес в формате читок — из сборника современной драматургии авторов Германии, Австрии и Швейцарии. Лучшей зрители признали «Чик. Гуд бай, Берлин!» Вольфганга Херрндорфа и Роберта Коаля. Новый сезон мы открыли полноценным спектаклем по этому произведению. То есть европейские литературные тенденции представили. И было логично показать новгородцам отечественную драматургию последних лет, — объясняет выбор пресс-секретарь «Малого» Татьяна БОБРОВА. — Сейчас критики все больше ругают авторов. Говорят, что те не умеют писать пьесы — выдают тексты, которые невозможно на сцене ставить, к тому же тематика их в основном негативная. Мы же решили доказать, что все не так уж плохо. И выбрали UFO Ивана Вырыпаева...
Надо заметить, что 42-летний Иван Вырыпаев — личность неоднозначная. За последние десять лет он попробовал себя в роли драматурга, актёра, кинорежиссёра, сценариста, продюсера, художественного руководителя столичного театра «Практика» (с 2013 года). Получил некоторую известность в Европе — постановки, а также спектакли по его пьесам идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии, Франции, Канаде. Живет на две страны — Россию и Польшу.
Что касается UFO, пьеса датируется 2012 годом. И тогда же он сделал по ней работу «НЛО. Контакт» в Варшаве со студентами Краковской высшей театральной школы. А в 2014-м в московском театре «Практика» поставил моноспектакль. Критики после премьеры писали, что Вырыпаев не изменяет себе и упорно выдает постановки, разрушающие театральные догмы сразу: режиссуры никакой, декорации отсутствуют, да и артисты зачастую тоже.
Впрочем, на сцене «Малого» актеры были — задействована вся труппа. Но при этом принцип передачи зрителям (читателям) информации, заложенной автором пьесы, худрук театра Надежда АЛЕКСЕЕВА менять не стала. Нам предлагают девять монологов людей из разных стран, разного возраста и социального статуса о якобы случившемся контакте с внеземным разумом. Слово «якобы» я написала не случайно, потому как по ходу действа понимаешь, что с пришельцами герои не встречались (они об этом и не говорят), а просто в один момент каждый из них понял нечто важное про человеческую жизнь. А именно: ценность безопасности, тишины, простоты, чувства сопричастности с миром, познания себя, открытости, благодарности, ощущения Бога и пути домой.
Вырыпаев, вложив в уста персонажей мысли о том, как должно жить, ничего нового не поведал. Он, как и многие драматурги до него, показал лишь разные стороны нас, вывел типажи. Почему выбрал для этой цели пришельцев? Сыронизировал (и молодец!) — ведь люди, как известно, часто что-то важное про себя и для себя понимают, когда жареный петух (ну или зеленый человечек) клюнет. К слову, в 2000 году в спектакле «Кислород» он построил текст на диалоге с десятью цитатами из Библии, который иногда приводил к их отрицанию. В UFO автор словно формирует свои собственные заповеди, важность которых пытается доказать публике.
И вот это упорство, которое выражается в длинных сбивчивых рассказах героев с неоднократным повтором основной и сопутствующих идей (некоторые кажутся просто бредом; например, что дети в немецких концлагерях страдали по вине своих предков, забывших о благодарности), начинает утомлять. Продолжительный монолог — вещь опасная на сцене. К сожалению, не все артисты «Малого» справились с этой задачей.
Но за что точно нужно сказать слова благодарности театру, так это за техническое решение сцены, звук, свет, компьютерную проекцию на экране — без этих находок спектакль был бы затянутым и скучным. Ну а автору пьесы — за нестандартное вступление и окончание.
В первых строках драматург обращается к театральной труппе, которая собирается ставить UFO, с рассказом, как пьеса появилась на свет. По его словам, он решил снять фильм о людях, которые встречались с инопланетянами. Знакомый олигарх вложился в проект. В итоге Вырыпаев из огромного количества землян, живописующих в Интернете о своих контактах, выбрал 14 наиболее адекватных, как ему показалось, встретился с ними и записал истории на камеру. Но кинокартина не состоялась. И тогда возникла мысль о пьесе.
А под занавес появляется тот самый олигарх и объясняет, что он — плод фантазии автора, и все монологи героев тоже выдуманы. Но на самом деле неважно, было событие или нет, важно, как мы отнесемся к рассказу о нем. В версии UFO театра «Практика» миллионер напоследок обещает показать публике, что же во всей этой истории является реальным, и... замолкает. А в «Малом» он — прожектор, который выхватывает из темноты лица героев пьесы, разворачивает и направляет в зрительный зал...
Фото из архива театра "Малый"