Пятница, 07 ноября 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Легко ли быть c молодым?

Театр должен стать для зрителей интересным собеседником Завершился XIV Международный театральный фестиваль «Царь-сказка». Но завершился, как заметила Надежда АЛЕКСЕЕВА, художественный руководитель новгородского театра «Малый» — организатора фестиваля, лишь для публики. А оргкомитет продолжает работу. В первую очередь предстоит детально проанализировать и обобщить впечатления профессионального сообщества от представленных постановок. Ну и, не откладывая в долгий ящик, начать подготовку к следующему фестивалю...

Театр должен стать для зрителей интересным собеседником

Завершился XIV Международный театральный фестиваль «Царь-сказка». Но завершился, как заметила Надежда АЛЕКСЕЕВА, художественный руководитель новгородского театра «Малый» — организатора фестиваля, лишь для публики. А оргкомитет продолжает работу. В первую очередь предстоит детально проанализировать и обобщить впечатления профессионального сообщества от представленных постановок. Ну и, не откладывая в долгий ящик, начать подготовку к следующему фестивалю...

— Надежда Вениаминовна, «Царь-сказка» — это не конкурс, на котором выбирают лучших в различных номинациях. Предусмотрены лишь специальные призы и один спектакль-победитель, по мнению участников лаборатории молодых критиков. Они отдали предпочтение постановке «Я позову моих братьев» Городского театра Билефельда из Германии. Согласны с выбором начинающих театроведов?

— На фестивале присутствовали и маститые критики, и их выбор был иным. Но поскольку «Царь-сказка» — это спектакли, в основном ориентированные на юного зрителя, для нас важна оценка именно молодых. Ребята отметили в постановке «Я позову моих братьев» крепкую Брехтовскую театральную школу, хорошую актерскую игру и актуальную для всего мира тему миграции. Только на первый взгляд кажется, что в России этот вопрос не стоит остро, но недавний взрыв в метро Санкт-Петербурга доказал обратное. Труппа из Билефельда предлагает взглянуть на ситуацию глазами выходца из другой страны, который с детства живет в Германии, где закончил школу, поступил в колледж, где все его друзья. Он — законопослушный гражданин, у которого обычная, такая же, как и у немцев, жизнь. Но вот в городе происходит теракт, и он начинает чувствовать на себе косые взгляды соседей, полиция берет его в разработку как возможного подозреваемого...

Я понимаю, почему участники лаборатории молодых критиков назвали именно этот спектакль лучшим. И поддерживаю их решение.

— В этом году был изменен формат работы лаборатории. Прежде начинающие театроведы всем составом в закрытом режиме обсуждали фестивальные постановки. Нынче же ребята разделились на три группы. Одна интервьюировала режиссеров, артистов, художников. Участники второй сразу после спектаклей в фойе у микрофонов устраивали краткий обмен мнениями, полемизируя друг с другом. Ну а члены последней делали рецензии и оперативно выкладывали их в блог. Оправдала себя такая лабораторная схема?

— Полагаю, да. Идея поменять формат возникла не вдруг. Жизнь критика, не важно — театра, кино или живописи, имеет одну плохую сторону: его профессиональная деятельность сажает его на стул, лишает творческой подвижности, ведь критик сам вроде и не создает продукта, а лишь рефлексирует на то, что видит на сцене, экране, в музейных залах. Но современность настолько динамична, что для того, чтобы быть в тренде, необходимо выдерживать темп и быть многофункциональным специалистом. Вот именно поэтому мы и предложили иную модель лаборатории.

Добавлю еще, что нынче мы изменили и подход к отбору ее участников. В прошлые фестивальные годы приглашали подающих надежды молодых критиков из стран Европы, Москвы и Санкт-Петербурга — городов, в которых культурная жизнь бурлит, что дает возможность театроведам получать хорошую насмотренность спектаклей разных жанров, стилистики, выразительных средств. Но в 2017-м объявили открытый конкурс по всей России на участие критиков в «Царь-сказке». И буквально за месяц получили более 80 заявок — такой огромный интерес у молодежи к театральному искусству! В итоге отбирали участников по рецензиям.

Театральных фестивалей в нашей стране проводится достаточно, в рамках многих действуют лаборатории начинающих режиссеров, художников, но молодых критиков собирает только «Царь-сказка». И то общение, которое они получают здесь, впечатления от разнополярности постановок и профессиональной их оценки, дают им мощный толчок для дальнейшего развития.

Сцена из спектакля «Я позову моих братьев» Городского театра Билефельда

— Но так ли уж сегодня нужно мнение театроведов-профессионалов, ведь любой и каждый может, посмотрев спектакль или кино, опубликовать в Интернете свои отзывы, на которые публика отчасти и ориентируется?

— Экспертная оценка необходима. Мы с коллегами на фестивале много об этом говорили. Сегодня в России самые интересные критические работы — в кино. Это и понятно: туда направляются большие деньги, в том числе — бюджетные, зритель ориентирован на кинозалы, потому и критики подались туда же и емкие исследования проводят.

Но вот ведь в чем нюанс: фильмы и живописные полотна, как правило, имеют долгую жизнь, они переживут своих критиков и сами предстанут перед будущими поколениями. А театральное творчество — сиюминутно: оно здесь и сейчас. И если высокообразованные профессионалы не будут анализировать спектакли и доводить до публики свое мнение, то от постановок останутся, в лучшем случае, краткие описания.

— В рамках «Царь-сказки» проходит еще и презентация других театральных фестивалей разных стран. С какой целью?

— Творческие коллективы, участвующие в таких форумах, свои наработки демонстрируют и опыт других трупп перенимают. Но прежде чем кинуться в фестивальный круговорот, нужно сформировать четкое представление о принципах отбора постановок, финансового участия, да и просто получить информацию о социокультурной жизни страны. Например, Бельгии, представители которой в этом году провели отличную презентацию. И начали они с объяснения того, что в их государстве ребенок сразу от рождения воспринимается как полноправный гражданин, с которым можно и нужно вести разговор на любые темы. Так, скажем, в России и по сей день табуированы темы для малышей, такие, как смерть, плохое настроение, человеческое тело, зачатие и рождение ребенка, а в Бельгии обо всем этом рассказывают трехлеткам в театре, находя нужные слова и выразительные средства, понятные ребятишкам и не пугающие их.

Презентация фестивалей на «Царь-сказке» дает возможность завязать контакты, наметить план участия коллективов в смотрах. К слову, в графике «Малого» фестивали и конкурсы присутствуют давно. Так, в июне мы покажем спектакль «Где живёт ветер» на Международном фестивале визуального театрального искусства «Treff» в Таллине и чуть позже — постановку «Вдребезги» на фестивале в Орле.

— На пресс-конференции перед открытием «Царь-сказки» председатель комитета культуры и молодежной политики администрации Великого Новгорода Константин Хиврич сказал, что фестиваль однозначно является брендом города и проводить его нужно ежегодно, а не раз в два года, как сейчас. Возможно ли это?

— Тут важны две составляющие: потребность новгородского зрителя и готовность органов власти.

Публика, как мне кажется, давно уже пресытилась привозными антрепризами с карамельными сюжетами и заигрыванием с залом, ей хочется других тем и честного разговора. Билеты на спектакли «Царь-сказки» были раскуплены в первую же неделю продажи. То есть горожане фестиваль ждут.

Готова ли к ежегодному формату мэрия? Организация форума подобного масштаба — это ресурсы финансовые и человеческие. В нашем коллективе нет освобожденных специалистов, которые занимаются исключительно фестивалем, это делают те же люди, что готовят спектакли «Малого», — артисты, художники, музыканты, осветители, менеджеры, художественный руководитель... И если речь идет о ежегодном проведении, то этим должна озаботиться администрация Великого Новгорода, возможно, создать дирекцию, для которой проведение «Царь-сказки» станет приоритетным направлением.

Театральный капустник на закрытии фестиваля

— Недавно вы приняли участие в работе круглого стола по детской тематике, который проводился в рамках самого известного российского национального театрального фестиваля «Золотая маска». Что обсуждали?

— То, как учреждениям, работающим на юную аудиторию, оставаться молодыми. Ведь у нас, как и у академических театров, артисты от 23-х и старше, но при этом если драматические театры ориентированы в основном на взрослую публику со сложившимся восприятием мира, то наши зрители — самые подвижные и нестандартно мыслящие. Взрослый человек на многие свои вопросы уже получил ответы и спектакли воспринимает с точки зрения созвучности своим взглядам. А дети, подростки, молодежь задают сто тысяч почему и, приходя на постановки, хотят получить ответы, а часто — даже новые задачки для себя. Чтобы уловить тенденции этого поколения, труппам нужно иметь острый взгляд и чуткий слух. И вот с этой задачей, к слову, отлично справляется Городской театр Билефельда, часто поднимающий темы, волнующие молодежь. Убеждена: современный театр для детей должен не морализировать со сцены, а стать интересным собеседником молодой публики. О том, как этого добиться, и шла речь в ходе круглого стола.

— Но ведь и российские детские театры ищут и находят темы. Не зря же в этом году премию «Золотая маска» в номинации кукольных постановок получило «Колино сочинение»...

— Да, это уникальный проект режиссера Яны Туминой продюсерского центра «КонтАрт» из Санкт-Петербурга. В основе — книга Сергея Голышева «Мой сын — даун» и стихи его одаренного ребенка. Деликатная тема раскрыта тонко, вдумчиво и очень красиво. Анна Сомкина и Александр Басланов, играющие любящих родителей, стали лауреатами премии за актерские работы.

И согласна с тем, что театры для юного зрителя в нашей стране, и не только в мегаполисах, стараются держать руку на пульсе времени и отвечать вызовам, которые бросает обществу молодежь.

Фото из архива театра «Малый»



РЕКЛАМА

Еще статьи

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Будет интересно!

Будет интересно!

Максим Замшев написал новый роман и не боится ходить по улицам

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 06.11.2025 года

РЕКЛАМА