Пятница, 19 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Экспозиция со дна

В Речном домике на берегу Волхова будет открыт музей Великого моста

Это точно будет не завтра, не на следующей неделе и даже не в следующем месяце. Главное, что будет. Для этого в Речном домике, расположенном у пешеходного моста, сейчас ведутся ремонтно-реставрационные работы.

— На первом этаже здания разместится исследовательский центр, а на втором — экспозиция из находок подводных археологов, — говорит советник генерального директора Новгородского музея-заповедника Сергей ТРОЯНОВСКИЙ.

Айвар СТЕПАНОВ, бессменный руководитель нашей подводной археологии, в настоящее время как раз работает над будущей экспозицией, систематизируя материал.

Из летописных источников известно о существовании Великого моста начиная с XII века. Говорится о том, что в 1133 году «обновиша мост через Волхов рушивша». Однако не дошедшая до наших дней Иакимовская летопись, которой пользовались историки Татищев и Карамзин, вроде делала эту переправу гораздо старше. Она была еще до Крещения Новгорода. А просуществовал Великий мост до начала XIX века.

Серьезный срок, однако Айвар Степанов начинал свои исследования в сопровождении скептических замечаний, раздававшихся в ученой среде. И даже когда со дна Волхова стали «поступать» первые находки, бытовало мнение, мол, все это «смыто с берега».

Однако уже после нескольких экспедиций стало ясно, что находки локализуются в одном месте фарватера — там, где предположительно находился Великий мост. Так не «смывает»!

Сколько экспонатов будет насчитывать экспозиция — этого сам ее автор пока не скажет. Их тысячи.

Вот, можно сказать, основа всему — остатки деревянных конструкций. Ну, был же мост! И коллекция (очень богатая!) топоров — тоже в тему. Вряд ли новгородцы встарь соревновались, кто дальше зашвырнет топор в реку. Гораздо разумнее предположить, что мастера (те, кто «обновиша») нет-нет да и роняли их. Топорище — хрясь, железо — в реку.

Как все-таки здорово, когда без отрыва от экспоната можно услышать попутный комментарий историка. Вот какую историю приложил к топору Сергей Трояновский:

— В летописи сообщается, как волхв, возмутив народ, пошел убивать епископа. А навстречу ему, не убоясь, вышел князь Глеб Святославич. И спрашивает: «Так ты обещаешь людям чудеса творить?». «Да, — говорит волхв, — завтра пойду по воде». Князь достал топор и убил его: «А про сегодня ты знать не мог!». И народ мирно разошелся.

Крестики, иконки, пуговицы, заколки, булавки, печати, монеты (русские и европейские), оружие, пушечные ядра... И, конечно, керамика. Вот, кстати, любопытнейший образец — большой фрагмент горшка с загадочными выступами. Очень похоже, извините, на вымя.

— Пожалуйста, не надо этих фантазий, — замечает Айвар Степанов. — Это для устойчивости, емкость на судне использовалась. Между прочим, единственная в России находка в таком роде.

А вот, без сомнения, одна из древнейших находок — кремниевая стамеска. Или долото? Не суть. Это же неолит! Не вывести ли нам историю Великого моста из этой славной эпохи?

Находки со дна реки Волхов

Следующий предмет, и тут не до шуток, — жернов. В Средние века с этой тяжелой штуковиной на шее легко можно было слететь с моста в наказание за преступление.

В лихую годину опричнины тяжести для казней, а они, как известно, были массовыми, не использовались. Иначе Волхов перегородила бы плотина из новгородцев имени Ивана Грозного. А так несчастных уносила река...

Так, а что это за странный камень? Как пришелец из космоса какой-то. Оказывается, археологи, подняв его со дна, так и подумали: не метеорит ли? Отправили на исследование. Выяснилось: гранит, подвергшийся жуткой термической обработке — градусов так 1800. Откуда столько?

— Если горела «башня» (городня) моста, то внутри нее вполне могла возникнуть такая температура, — поясняет Айвар Степанов.

Мост не был просто дорогой над рекой. По свидетельству путешественников, он весь был обставлен лавками. Тут промышляли ремесленники, купцы.

Известно, что по крайней мере в XVIII веке посреди переправы стояли постройки. Достоверных сведений об их назначении нет. Есть мнение, что это были «кассы», где взималась разовая плата за проход-проезд.

А еще мост был ристалищем. На нем сходились новгородцы стенка на стенку. Не все вопросы удавалось решать на вече. Сюда же отправляли подраться юношей, если тем пора была уже почувствовать себя мужчинами. Но так, чтобы без ущерба для жизни.

Есть и другая версия. По легенде изгнанный за ненадобностью после крещения языческий божок Перун, проплывая мимо Великого моста, зацепился двумя палицами за опоры и грозно рек: «Сим потешайтесь, новгородцы!». Вот и повелись с той поры драки-потехи.

Как полагают ученые, древний мост находился метрах в 50 выше по течению, чем современный пешеходный. Поэтому Речной (караульный) домик для будущего музея — как дар небес. Лучше места просто не придумать. Сама гармония: течение реки и времен...

При всем при этом — закономерный и справедливый итог. И совершенно не случайно Айвар Степанов является сейчас научным сотрудником Института археологии РАН. Новгородская подводная археология — это не только уникальные находки. Это еще и бесценный опыт: впервые масштабные исследования проводились на дне реки.

Экспедиция работает с 2005 года. Правда, пару последних лет — пропуск. Айвар Степанов выезжал в Крым, занимался изысканиями в районе строительства Керченской переправы. Дело серьезное, государственное. Но коллеги над Айваром подшучивают, мол, ему это было предсказано. Каким же образом? Если перейти Горбатый мост, то на противоположной от кремля стороне на пешеходной аллее можно увидеть советские еще люки ливневки с надписью «Керчь»...

Видимо, об этой тонкой аналогии экскурсоводы, вписав в маршрут музей Великого моста, скорее всего, умолчат.

Как ожидается, новый музей откроется до конца нынешнего года.

Фото Владимира Малыгина



РЕКЛАМА

Еще статьи

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года