Театр сегодня нацелен не на копирование драматургических текстов, а на представление разного отношения к ним
В центре — большая высокая кровать на колесиках, которая служит артистам и по прямому назначению, и как площадка для полемики и мыслей вслух. Сверху свисают дорожные указатели. На заднем плане на экране — виды и шум мегаполиса. На сцене — шесть человек... и спектакль «Я боюсь любви» по пьесе Елены Исаевой.
Большие гастроли
Это первая из трех постановок Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета, которые труппа привезла в Великий Новгород в рамках федеральной программы «Большие гастроли».
Четыре года как существует этот проект, и три года как в нем, в качестве принимающей стороны, участвует Новгородский драмтеатр. Организатор — Центр поддержки гастрольной деятельности Минкультуры России — наполняет афишу проекта постановками ведущих театров страны, давая возможность увидеть их жителям разных регионов. Так, в программе 2017 года участвуют 30 именитых коллективов, которые дают гастроли в 50 субъектах РФ.
По словам начальника отдела развития театральных проектов Центра Александра СЕРОВА, данная программа — некоммерческая, потому как в малых городах нет больших кассовых сборов. При этом министерство не намерено отказываться от нее, поскольку год от года увеличивается как количество регионов, желающих принять у себя знаменитые труппы, так и количество московских и питерских театров, готовых отправиться по городам и весям.
По мнению директора Новгородского академического театра Всеволода ЧУБЕНКО, «Большие гастроли» — отличное подспорье провинциальным сценическим коллективам в плане обмена опытом. Зрителям же предоставляется возможность увидеть лучшие спектакли в исполнении звезд театра и кино и сравнить действительно качественные постановки с теми антрепризами, иногда тоже с известными личностями на афише, которые часто не выдерживают никакой критики, но которые в последние годы заполонили региональные сцены.
В технике вербатим
Спектакль «Я боюсь любви» в репертуаре Ленсовета — уже семь лет. Как сказала редактор литературной части театра Вера МАТВЕЕВА, одни постановки не очень долго живут на сцене. Другие, напротив, с годами только набирают силу, и «Я боюсь любви» как раз из этого разряда — тема как никогда актуальна, и артисты пропускают ее через себя не только на подмостках, но и в жизни, отчего, естественно, по-другому начинают воспринимать сюжет и героев, которые, в свою очередь, меняются вместе с их исполнителями.
Название спектакля говорит само за себя. Однако мысль драматурга Елены Исаевой более глубокая — затрагивает не только непосредственно отношения между мужчиной и женщиной, но и одиночество как осознанный выбор людей из-за боязни разочароваться в партнере. И еще то, что возраст играет не последнюю роль в любовных делах — молодые с оглядкой смотрят на своих маленьких детей, боясь обидеть разводом или новым другом, а чем старше мы становимся, тем меньше хочется эмоциональных потрясений, проще плыть по течению.
Но нужно добавить, что пьеса, написанная в 2010 году и положенная в основу постановки, — как бы и не пьеса. «Я боюсь любви» — это вербатим (от лат. verbatim — дословное, изреченное), то есть диалоги самых разных реальных людей, перенесенные на бумагу. Персонажей много, но на сцене всех их изображают лишь шесть артистов.
На пресс-конференции перед началом спектакля заслуженная артистка России Анна КОВАЛЬЧУК (ее героиня — молодая и успешная журналистка Анна, имеющая ребенка и расставшаяся с мужем из-за его измены) сказала, что эту постановку многие зрители-мужчины смотрят с некоторым напряжением, так как опасаются, что им сейчас по полочкам разложат все их промахи в отношениях с дамами. Женщины же, напротив, сразу же настраиваются на волну действа и пропускают через себя все услышанное со сцены.
...Иронично, трогательно, местами жестко и прагматично, но артистам удалось затронуть и новгородцев за живое. Не знаю, как чувствовали себя во время постановки мужчины, каковых было немало, но зал аплодировал стоя.
Фото из архива театра им. Ленсовета