Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Из рода Капулетти

В общих чертах с историей Ромео и Джульетты знакомы все. Но интересны ведь и детали...

В новгородском театре «Малый» продолжается фестиваль «Живой Шекспир». В минувшее воскресенье прошел вечер дуэтов современного танца, соединивших хореографию, поэзию и видеоарт. А в эту субботу у труппы состоится второй премьерный показ одной из самых известных трагедий драматурга.

По словам актрисы Кристины МАШЕВСКОЙ, исполнительницы главной роли, когда узнала, что выбрана быть Джульеттой, была поражена:

— Думаю, у каждого артиста есть некий перечень персонажей, который хотелось бы сыграть. Был он и у меня, однако я от него отказалась, потому что в «Малом» творческий процесс устроен так, что актерам дается возможность показать себя с самой неожиданной стороны даже в узнаваемых пьесах. И поэтому нет смысла рассуждать какими-то общетеатральными категориями. Но в том списке Джульетта, конечно, была. И когда узнала, что назначена на эту роль, испытала одновременно и восторг, и удивление. С одной стороны, мне раньше казалось: ну какая из меня Джульетта — темперамент, внешность не те. А с другой, почему бы не рискнуть, к тому же играть юную влюбленную нужно, пока сама молода.

— Каково ваше восприятие шекспировской трагедии?

— Впервые полностью пьесу прочитала летом у бабушки на каникулах — после 6 или 7 класса. До этого я приблизительно знала историю Ромео и Джульетты. Когда читала, еще задолго до последнего акта стала понимать, чем все закончится. Но отказывалась верить в это. Хотелось счастливого финала. Потом не раз задавалась вопросами. А как бы сложилась судьба влюбленных, если бы они не умерли? Не исключено, что стали бы обычной парой, каковых огромное множество вокруг. Были бы они интересны Шекспиру, который тщательно подбирал персонажи, со свадьбой, а не гибелью в конце? Возможно, что нет.

Если говорить вообще о создании этой трагедии, то ведь Шекспир не новую историю придумал — он по-своему обработал известные сюжеты. У любого народа в мифах, сказаниях можно найти похожие рассказы. Тристан и Изольда, Геро и Леандр, Орфей и Эвридика... Итальянцы относят историю Ромео и Джульетты к периоду правления веронского сеньора Бартоломео I Делла Скала. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» упоминает неких Каппелетти и Монтекки. Так что Уильям Шекспир шел по проторенному пути. Но при этом ему удалось создать настолько яркие образы, что и по сей день к ним обращаются читатели, художники, поэты, композиторы, режиссеры.

— «Ромео и Джульетта» в постановке «Малого» — это перемещение во времени и пространстве, и это точно не классическая подача текста трагедии...

— У нас спектакли всегда рождаются сообща. Весной узнали, что в новом сезоне играем Шекспира. И настал, как мы его называем, застольный период, когда весь коллектив обсуждает, каким будет постановка. Казалось бы, о чем можно спорить, ведь все мы много раз читали «Ромео и Джульетту» в разных переводах, и все должно быть предельно понятно по развитию событий. Но нет. Мы очень долго расплетали зигзаги действия. Мы даже вели почасовую хронологию этих пяти дней, описанных в пьесе, чтобы не запутаться — ведь смотрите, еще вчера Ромео был влюблен в Розалину, а уже завтра женится на Джульетте. Как такое возможно? Вот мы и искали ответы, но у самого Шекспира, а не придумывали то, чего нет в трагедии.

Контуры спектакля не сразу проявились. На репетициях много раз меняли рисунок. Например, была идея с уличным балаганом, на котором все происходит и который работает как стяжка сюжета. Но в конечном итоге героев мы поселили в Верону, где сегодня тысячи туристов посещают дом Джульетты. И именно музей становится местом действия спектакля, которым правит покровительница снов Царица Мэб.

— Педагоги любят водить классы на постановки по мировой классике, разрешая детям потом не читать эти произведения. Но «Ромео и Джульетта» вашего театра рассчитан, как мне думается, на подготовленного зрителя. То есть тот, кто не знаком с текстом, вряд ли разберется, что происходит на сцене. Или я ошибаюсь?

— Ошибаетесь. Мы уверены, что сегодня любой и каждый уже лет в 12–14 знает хотя бы в общих чертах эту историю любви. Кинематограф, театры разных времен и стран предлагают свои варианты. И потому нет необходимости линейно давать знакомый всем сюжет, от этого у зрителя может возникнуть отторжение — зачем ему пересказывают то, что он и так уже знает. Мы, безусловно, делаем ставку на молодежь, которая найдет в спектакле немало параллелей между нынешней жизнью и средневековой.

— Джульетта из рода Капулетти — какая она?

— Это юное создание, которое готово любить. Но она не думает об этом, не присматривается к молодым людям как к женихам. К слову, если бы не случилось Ромео, Парис был бы для нее хорошей партией, ведь он испытывал к ней чувства, поэтому и посватался. И вероятно, она была счастлива с ним.

Однако в ее жизнь ворвался Ромео. И Джульетта — это видно в тексте пьесы, и мы постарались передать — быстро взрослеет. Именно она в их паре принимает судьбоносные для обоих решения. Да, у нее есть Кормилица, есть брат Лоренцо, которым она доверяет, однако не просит подсказать выход, не возлагает на них ответственность за произошедшее. Она принимает бесстрашное решение ради чувств, в которых, может быть, и нужно было сомневаться, ведь Ромео быстро смирился с изгнанием и не стал бороться за Джульетту. Но она ничуть не сомневается в нем и в их любви...

Фото из архива театра


РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА