разбирают плотники некоторые экспонаты Музея деревянного зодчества «Витославлицы»
По тихим деревенским улочкам музея сегодня чаще «прогуливаются» строители с тачками и инструментами, а мелодичное пение птиц перекрывает звук топоров и пил. Да и сами улочки временно «заасфальтированы» бетонными плитами. Музейные вагончики, куда на время реставрационных работ переехала часть сотрудников, соседствуют со строительным городком, раскинувшимся недалеко от центрального входа.
С весны этого года в музее деревянного зодчества впервые за последние 40 лет начались серьёзные работы по комплексной реставрации. В проект вошли все памятники федерального значения (21 объект) и усадебный комплекс графини Анны Орловой-Чесменской: парк площадью 15 га, флигель середины XIX века и усадебный дом начала XIX века. Вместе с самыми древними деревянными памятниками Новгородской области — церковью Рождества Богородицы из села Передки 1531 года и церковью Успения из села Курицко 1595 года — они будут реставрироваться с 2017-го по 2019 годы. В рамках проекта будут проведены не только реставрация исторических объектов, но и серьезная работа по прокладке инженерных сетей, благоустройству парка, очистке пруда и много ещё чего.
Но жизнь в «Витославлицах» кипит не только строительная. Несмотря на то, что многие объекты сегодня закрыты строительными лесами и заборами, посетителей здесь хватает. Правда, их стало меньше, чем в предыдущие годы.
— В целом по стране наблюдается уменьшение индивидуальных посетителей. И наш музей не исключение, — говорит заведующая Музеем деревянного зодчества «Витославлицы» Олеся ГАВРИЛОВА. — Россияне вновь стали активнее ездить за границу. В нашем случае реставрационные работы, проводимые на территории музея, тоже сыграли свою роль. За 9 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поток индивидуальных посетителей в «Витославлицах» стал меньше на 10 тысяч. Но мы были к этому готовы, тем более что мы не скрываем информацию о ремонте: выкладываем на сайте музея и странице в соцсетях фотографии, репортажи о ходе работ. Но при этом мы не сокращали наши экскурсионные и этнографические программы: все праздники народного календаря проводим по плану и даже организуем новые формы работы с посетителями.
Мне сверху видно всё
Подниматься на ярус звона колокольни церкви Николая Чудотворца из Высокого Острова безумно страшно, но очень интересно. Руки крепко держатся за перила, холодный ветер с дождем и снегом обжигает лицо, но от открывающихся видов захватывает дух. Согласитесь, когда ещё выпадет возможность окинуть взглядом музей под открытым небом с высоты птичьего полета?! Пока мы с фотокорреспондентом обсуждаем высоту, на которую поднялись, и силу ветра, мастера «Поморской плотницкой школы» спокойно и уверенно работают на объекте.
— Плотники из Архангельска — признанные мастера своего дела, — говорит сопровождающий нас ведущий консультант новгородского музея-заповедника, главный архитектор проекта Виктор ПОПОВ. — В их регионе деревянное зодчество представлено широко, так что опыт работы у бригады огромный.
В тот день поморцы устанавливали новые столбы на колокольне, нижняя часть которой была до этого уже разобрана, и обивали купол лемехом. Этот кровельный материал в виде небольших деревянных пластин, которые использовали ещё зодчие Древней Руси, изготавливают тут же: в импровизированном токарном цеху, раскинувшемся неподалеку от реставрируемой церкви Николая Чудотворца.
Но если церковь из Высокого Острова разобрана была частично, то храм Успения из села Курицко 1595 года постройки, с которой собственно и начался музей деревянного зодчества в 1964 году, разберут до основания и соберут заново, заменяя плохие бревна новыми. Сейчас плотники на полпути.
— Особой сложности в том, чтобы разобрать строение — нет, — объясняет Виктор Александрович. — На это уйдет пара месяцев. Сложнее — храм собрать вновь. Ведь тут каждое бревно нужно внимательно осмотреть и решить, полностью его заменять или частично. Нередко бывает, что повреждена только внешняя часть бревна, тогда на это место ставится накладка, защищающая старую древесину от влаги. Ориентировочно на храме Успения планируется заменить 20–30% старых бревен. Но что будет в итоге — покажет работа. Новое дерево для этих работ уже заготовлено и ждет своего часа.
Крутится, вертится
Многострадальная ветряная мельница из деревни Ладощина Солецкого района, как больная после тяжелой операции, сегодня полностью покрыта «бинтами» — специальным футляром, защищающим памятник от дождя и снега. Уже демонтирована шапка мельницы, снято более 160 кв. м драночного покрытия, ведутся расчистки на срубе. В рамках комплексной реставрации объектов музея планируется восстановить мельницу до рабочего состояния.
— Этот памятник был перевезен в «Витославлицы» в 1971 году, реставрирован и подготовлен к работе. Но, по сути, мельница не работала, лопасти не вращались. Из-за того, что крылья были неподвижны многие десятилетия, дерево портилось, механизм пришел в негодность, и они в итоге ломались. Только на моей памяти это происходило раза три. В рамках нынешней реставрации основы крыльев будут сделаны из крепкого дуба, также будет заменен важный конструктивный элемент — горизонтальный вал, — поясняет Попов.
Мельница в будущем заработает и простаивать не будет, уверили в музее-заповеднике. Так что в деревне Витославлицы не только капусту будут квасить, но и свой хлеб печь. Как добавила Олеся Гаврилова, после реставрации доступным для посещения будет и внутренний объем мельницы. Здесь пройдет новый экскурсионный маршрут и будет открыт дополнительный вход в музей.
Тепло домашнего очага
В морозные или дождливые дни посетители «Витославлиц» нередко спешат в деревенские избы в надежде не только посмотреть быт, но и погреться. Но долгожданного тепла там не находят — некогда пышущие жаром русские печки не топятся. Так что температура в избах почти всегда такая же, как и на улице.
— Конечно, температурные перепады, скапливающийся конденсат негативно сказываются на экспонатах, — говорит Олеся Гаврилова. — Поэтому в рамках реставрации, помимо ремонта кровли и усиления опорных столбов, к четырём избам центрального сектора будет подведено и отопление, которое будет скрыто от глаз посетителей. Сейчас как раз идут земляные работы для прокладки инженерных сетей.
Жары зимой в избах, конечно, не будет — в среднем в домах будет поддерживаться оптимальная для сохранности объектов температура +8 градусов, что позволит выставлять новые экспонаты и лучше сохранить уже имеющиеся. А впоследствии, как говорят специалисты, это позволит восстановить даже иконостасы в главных культовых сооружениях музея, куда тоже планируется провести отопление.
— Сейчас уже ведется подготовительная работа по созданию списков икон церкви Николая Чудотворца из Высокого Острова силами студентов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, — пояснила заведующая музеем деревянного зодчества.
Но, несмотря на беспрецедентность проводимых работ, практически все памятники останутся в том виде, в котором они были реставрированы основателем «Витославлиц» Леонидом Егоровичем Красноречьевым.
— Мы нередко сегодня обращаемся к чертежам Леонида Егоровича, чтобы, например, воссоздать или реставрировать многочисленные декоративные элементы, украшавшие деревянные памятники, — отметил Виктор Попов.
Так что реставрация «Витославлиц» — это и своеобразный подарок мастеру Красноречьеву, который на днях отметил бы 85-летний юбилей.
Фото Владимира Малыгина