Ноябрьская выставочная волна столкнула лбами авторов цветных и чёрно-белых фотографий
Битва титанов
Журналисты Анна ВАЩИЛО и Антоний КИШ несколько лет выясняли, что круче: цвет или его отсутствие. К объективным выводам так и не пришли, а потому договорились, что решать должна публика. Так появился фотобаттл «Насыщенность». 17 ноября, в день открытия очередной выставочной волны в Новгородском центре современного искусства, посетители выбирали между цветными и чёрно-белыми снимками. Первые предоставил Антоний, вторые — Анна. Чтобы условия были равными, фотографы заранее договорились с тридцатью известными новгородцам персонами и отсняли их портреты. На каждого человека — две версии, цветная и чёрно-белая. На входе посетители получали стикеры, которые можно было прикрепить к рамам понравившихся снимков. С портретов взирали хорошо знакомые лица: главный редактор «Новой новгородской газеты» Сергей Брутман, экс-губернатор, а ныне член Совета Федерации от Новгородской области Сергей Митин, писательница Кристина Гептинг, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Владимир Варнаев, организатор кинофестиваля «Первый шаг» Михаил Карасёв...
У каждого из участников фотобаттла были свои аргументы. С одной стороны, изначально человек воспринимает мир в цвете, значит, и на снимках лучше оставить его таким же — ярким и многогранным. С другой стороны, цвет отвлекает, мешает передать суть. Может, для понимания характера того, кто запечатлён на снимке, вовсе не надо знать, какого оттенка его свитер?
Кто прав, так сразу и не скажешь. Руководитель выставочного центра Сергей ПУХАЧЁВ тоже не смог дать однозначного ответа.
— Я раньше думал, цветная фотография страдает тем, что она отражает действительность полностью, со всеми мелкими деталями. Чёрно-белая же вводит нас в пространство художественного образа. Но я изменил свою точку зрения. Всё дело, как мне теперь кажется, в искусстве фотографа. Он может из цветного фото сделать фантастику, а может чёрно-белое превратить в фиксацию реальности. Вот почему трудно решать, — пояснил он.
Мнения зрителей разделились. Новгородцы поддерживали и цветные, и чёрно-белые фото. Всего набралось 907 голосов. Ни один кадр не остался без внимания — судя по стикерам, все они нашли отзыв у публики. Это, наверное, и есть самое главное. А кто выиграл — дело десятое. Но для истории все же зафиксируем: за цвет гости отдали 394 наклейки, за чёрно-белые снимки — 513. Сами же авторы сошлись на том, что победили дружба и фотоискусство.
Кошек много не бывает
Все фотографии можно увидеть в Центре современного искусства до 17 декабря. И не только их. Гостей ждут ещё несколько интересных выставок. В частности, сотрудники музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Санкт-Петербурга привезли к нам экспозицию «Входите, открыто!». Самим своим существованием она нарушает одно из главных музейных правил: руками ничего не трогать. Экспонаты из Питера трогать можно и даже нужно. Детям и их родителям тут предложат покачать на руках маленького Сашу Пушкина и рассказать ему сказку, сесть в кабину самолёта, чтобы прочитать записные книжки Антуана де Сент-Экзюпери, послушать, как шумит ветер Эллады. В общем, в буквальном смысле слова войти в мир знаменитых писателей. И заодно хотя бы на время отвлечься от игр в смартфонах и планшетах.
Выставка работ петербуржца Михаила ЕДОМСКОГО тоже получилась не совсем обычной. Она воспроизводит атмосферу мастерской художника. Тут можно увидеть всё, что обычно оседает в запасниках музеев или в архивах: эскизы, этюды, клочки и кусочки, — словом, тот сор, из которого рождается искусство.
Михаил — и скульптор, и график, и живописец. Специалисты находят в его творчестве отсылки к примитивным традициям: скульптуры, которые он делает, часто напоминают древних деревянных идолов. Заметно и то, что художник родом из Санкт-Петербурга. Обитатели города, которых он рисует часто и охотно, — люди странные, будто возникшие из болотного тумана. Да и сам Петербург выглядит так, словно сошёл со страниц книг Достоевского. А еще — по крайней мере, так кажется обывателю, — Михаил Едомский любит котов. Они у него повсюду: чинно восседают на руках у старушек, выглядывают из-за угла, красуются на фоне петербургских мостов и каналов. Одна из картин так и называется: «Много кошек не бывает». Сложно спорить.
Также в Центре современного искусства посетителей ждут шаржи новгородского художника Ильи Алексеева. Портреты известных людей не подписаны, но узнаваемы: очень уж хорошо у автора получилось найти и запечатлеть характерные черты моделей. Наконец, студия изобразительного искусства для взрослых «Триптих» сделала выставку к своему пятилетнему юбилею. Она носит название «Горизонт-5». Так художники именуют свой «корабль творчества», отправившийся в плавание пять лет назад.
Фото Владимира Малыгина