или Провинциальный маршрут арт-центра «Пушкинская, 10»
В Новгородском центре современного искусства (ЦСИ) — новая выставочная волна. Одна из экспозиций представлена знаменитым питерским центром «Пушкинская, 10» (музей нонконформистского искусства. — Прим. авт.). В залах пейзажи четырёх авторов.
Об этом проекте, авангарде, мастерах и последователях наш разговор с Евгением ОРЛОВЫМ, создателем «Пушкинской», главным хранителем музейных фондов и одним из соавторов «Нонактуального ландшафта».
— Евгений Михайлович, в этом году музею нонконформистского искусства исполняется 20 лет, а в следующем — 30 лет и самой «Пушкинской, 10». Как за эти десятилетия изменился ваш центр?
— Мы ничего не растеряли, а только приобретаем с годами. Я говорю и о людях, и о коллекции, и о творческих проектах. Сейчас «Пушкинская, 10» — это около 4 тысяч квадратных метров площади, на которых располагаются больше десятка галерей, концертная, театральная площадки, музеи: звука, нонконформистского искусства, русского рока, студия звукозаписи, мастерские художников, различные студии, кафе и прочее, прочее...
Что касается коллекции работ художников-авангардистов, то она насчитывает порядка 4 тысяч единиц хранения. И нам катастрофически не хватает запасников. Но при этом мы продолжаем ее пополнять, выставлять, издавать частями полный ее каталог.
— Ваша организация — некоммерческая. Насколько знаю, с художников вы не берете денег за право выставляться. За счет чего тогда существуете?
— Не открою секрета: даже самые именитые галереи в мире не окупают себя. Музеи разными путями идут, чтобы быть заметными и популярными. «Пушкинская, 10», действительно, не берет с авторов денег. Средства приносят сопутствующие нашей основной деятельности подразделения арт-центра — кафе, студии. Кроме того, по выставочной деятельности участвуем в конкурсах на получение бюджетных средств.
К нам поступает много запросов с просьбами выставиться. И есть очень интересные художники, но «добро» даем далеко не всем — как в 90-е, так и сейчас, мы за авангард в искусстве, за его традиции и направления. Но при всей строгости отбора экспозиционный план, в том числе и передвижных проектов, сформирован на год вперед.
— Регионы, наверное, в очередь выстраиваются, чтобы заполучить художников, сотрудничающих с «Пушкинской»?
— Не сказал бы. Скорее, мы сами проводим экспансию. Некоторое время назад было большое турне по городам Сибири и Дальнего Востока. Но в последние годы делаем упор на Северо-Запад России. Это одна из причин, почему «Нонактуальный ландшафт» мы представили в городе на Волхове. Вторая — это заинтересованность вашего центра современного искусства в наших передвижках. Кроме того, среди авторов данной экспозиции и новгородец Александр Олигеров.
Добавлю еще, что обязательным условием участия художников в проектах «Пушкинской, 10» является приверженность авангарду, персональные выставки в нашем арт-центре.
— А как публика нестоличных регионов воспринимает нонконформистские работы?
— В России, в отличие от других стран, в последние годы происходит удивительная вещь: если в Европе наблюдается спад интереса к музеям, галереям, то у нас — наоборот. Причем, несмотря на экономический кризис, открываются новые арт-центры.
Сегодня можно заниматься самообразованием в области искусства, не выходя из дома — в Интернете достаточно информации. Но коль люди приходят в залы, значит, им недостаточно увидеть картины на экране монитора.
Что же касается авангардизма, то неподготовленной аудитории порой сложно понять и принять такие работы — нужно знать направления, характерные черты, основоположников. Но, судя по той публике, что приходит на выставки «Пушкинской», знание темы есть.
— В названии этой выставки присутствует приставка «нон». То есть вы показываете не актуальный ландшафт?
— Мы не случайно так назвали проект. Термин «актуальное направление» прочно вошел в лексикон россиян. Актуальным считается то, что востребовано здесь и сейчас. То, что шокирует публику, выходит за грани привычного. Но, по моему глубокому убеждению, искусство не может быть сиюминутно востребованным — должно пройти время, прежде чем произведения современников получат качественную оценку.
Участвующие в проекте художники — кроме Александра Олигерова, это еще Александр Визиряко из Зеленогорска, Анатолий Жбанов из Псковской области и я, Евгений Орлов из Санкт-Петербурга, — пишут пейзажи на холсте, смешивая краски, придерживаясь определенных канонов и правил. То есть мы занимаемся традиционными для художественного мира вещами и не стремимся эпатировать публику. И с точки зрения тех, кто падок на все новое и необычное, мы со своими, хоть и авангардистскими пейзажами не актуальны. Но, возможно, найдутся зрители, которые после знакомства с картинами не согласятся с приставкой «нон»...
Фото Людмилы Данилкиной