Четверг, 25 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

Найдётся место для рояля?

Сцену в новом Центре культурного развития будут расширять

В новом здании Центра культурного развития в Боровичах нет ещё суеты и шума, без которых такое место трудно представить. Не слышно звуков рояля, в зрительном зале пусто...

Храм должен быть храмом

29 декабря Центр был официально сдан в эксплуатацию после почти трех лет строительства. Появлением нового объекта город обязан решению, которое районные власти приняли в 2013 году, — о передаче здания Троицкого кафедрального собора церкви. Годом ранее с таким заявлением к областной и районной администрациям обратился епископ Боровичский и Пестовский Ефрем. После появления Боровичской и Пестовской епархии возникла необходимость и в кафедральном соборе. Такому статусу соответствует только Троицкий — аналог Софийского собора в Новгороде.

В России продолжается процесс возвращения РПЦ храмов, закрытых в годы советской власти. Но в случае с боровичским храмом трудность была в том, что в здании собора действовал Городской дом культуры, открытый здесь в 1930 году. В те довоенные годы храм был сильно перестроен, но и сегодня внутри кое-где еще можно найти приметы собора. Современная лестница проходит прямо под куполом, сейчас скрытым крышей. Подняв голову, можно увидеть его изломанное перестройками полукружие...

Если власть готова передать церкви здание храма, в котором действует учреждение культуры, то согласно ФЗ № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» чиновники обязаны предоставить его воспитанникам и сотрудникам для продолжения работы равноценное помещение.

Найти такую площадку такого же размера — 2500 кв. метров — в городе оказалось невозможно, и было принято решение построить для боровичских танцоров и вокалистов новое здание — Центр культурного развития. Он должен был стать очень вместительным. В ГДК занимаются несколько детских и взрослых творческих коллективов и секций — более 400 человек.

Маловато будет

И вот строительство, которое началось в 2015 году и не один раз останавливалось, о чем «НВ» писали, наконец-то завершено. Боровичан ждут переезд и новоселье. Но артисты большой радости по этому поводу не испытывают. Они не без грусти поглядывают на довоенную бронзовую люстру над зрительным залом, густо покрытую сверкающими подвесками из горного хрусталя, понимая, что в интерьере ЦКР она будет лишней. Но это не главная их печаль. Спрятавшемуся в кулисах старому красному роялю точно придется непросто. Потому что размеры сцены и репетиционных студий в новом здании оказались слишком малы. Слишком.

— Это не сцена, а помост для докладов, — кратко, но ёмко высказалась заместитель директора ГДК Марина ТОБОЛЬСКАЯ.

Мы не стали измерять сцену в Центре культурного развития — и без того видно, что разместить на ней даже самый малочисленный танцевальный коллектив невозможно. Здесь в лучшем случае поместятся четыре человека, а численность хореографических коллективов в Боровичском ГДК достигает более 20 человек. В некоторых номерах участвуют по 40 танцоров.

А ведь настоящая сцена по своему устройству напоминает айсберг. Зритель видит только её часть. Есть еще обширное закулисное пространство, где ждут своего выхода артисты, помещаются многочисленный реквизит, сценическое оборудование, уже упомянутый рояль.

Марина Тобольская считает, что главной причиной сегодняшних проблем стали трудности с выбором проекта ЦКР.

— Средств на разработку собственной проектной документации не было, и из всех типовых проектов выбрали с максимально большой площадью здания — более 1800 квадратных метров, — пояснила она. — Был использован проект в рамках федеральной программы строительства Центров культурного развития для малых городов и сельской местности. Для села здание с такой сценой — шикарно. Но для Боровичей... Кроме того, проект явно устарел, потому что, например, предполагал создание библиотеки Wi-Fi. Хотя сегодня горожане вряд ли нуждаются в ней — почти у всех есть либо домашние компьютеры, либо смартфоны.

Почему так случилось?

— Предполагаю, причиной выбора такого проекта стала наша извечная ограниченность в средствах, а согласно документации, предложенной Министерством культуры, новый Центр культурного развития можно было построить за 100 миллионов рублей. Для такого объекта это сравнительно немного, — рассказывает Людмила МЕХТИ-ЗАДЕ, председатель комитета культуры и туризма Боровичского района. — Половина средств была выделена из федерального бюджета, еще половина — из районного и областного.

И глава региона Андрей НИКИТИН во время своего визита в Боровичи отмечал, что «из проекта (ЦКР. — Прим. авт.) выпадают отдельные позиции, которые требуют потом дополнительных расходов». Губернатор тогда поручил разработать систему контроля от проекта до сдачи объекта.

Выход на сцену

Скупой платит дважды — именно этот закон сработал в Боровичах. Сейчас дирекция культурного учреждения вместе с районной администрацией ищут выход из положения. Придется строить новую сцену. Комитет культуры и туризма уже отправил техническое задание в архитектурное бюро в Великий Новгород с параметрами новой площадки. Её размеры должны вырасти до 80 «квадратов». «Тогда всем артистам найдется место», — говорит Людмила Мехти-Заде.

Но теперь боровичанам нужно найти средства на подготовку проекта реконструкции и монтаж новой сцены. По предварительным оценкам, это может обойтись в около 4 млн. рублей. Большая часть денег потребуется для создания стационарной конструкции для крепления кулис, задника, светового и звукового оборудования, экрана. Таких средств в бюджете Боровичского района нет.

— Будем обращаться к спонсорам, искать внебюджетные источники. Возможно, организуем благотворительные акции, — говорит Людмила Ивановна.

Решить проблему с размерами хореографических студий, которые в новом ЦКР тоже очень небольшие, будет значительно проще. Для репетиций оборудуют более просторные рекреации и зал для библиотеки Wi-Fi. Ряд других помещений приспособят под гримерки. В общем, выкрутятся.

Проснись и пой!

Кому точно в новом здании будет удобно заниматься, так это вокалистам. Стены в вокальной студии покрыты акустическими панелями. Как и стены концертного зала. Говорят, что такие же панели есть и в Мариинском театре.

И вообще ЦКР напичкан новой техникой, начиная от противопожарного оборудования и заканчивая системой безопасности. Здесь есть даже антиобледенительная система, которая не позволит сосулькам появляться на крыше здания.

Кроме того, в Центре созданы все условия для удобного передвижения инвалидов. Не только пандус у входа, но и инвалифты, удобные санузлы и даже комната-сейф, где зрители или артисты с ограниченными физическими возможностями смогут укрыться во время пожара, пока не подоспеет помощь от спасателей.

* * *

Официальное открытие Центра культурного развития запланировано на 22 февраля. Но переедут на новое место боровичские артисты летом — после окончания творческого сезона. Репетиции и выступления пока идут на старом месте — в здании Троицкого собора. Внутри — на сцене и в студиях чувствуется запах ладана — в цокольном этаже, который когда-то был нижним приделом собора, с 2014 года идут церковные службы.

Боровичский район

Фото Владимира Малыгина

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года