Вышло в свет издание, посвящённое главному храму Антониева монастыря
Какие разные у нас глаза. Не потому что карие, зеленые или голубые. Смотрим по-разному. И видим.
Художник о предвкушении встречи в церкви Спаса Преображения на Ильине с обожаемыми им фресками Феофана Грека: «Если будет закрыто, у двери постою. Он будет знать, что я пришел». В этих словах нет ни тени эпатажа. Есть люди, которым экскурсовод не нужен. Своеобразный эффект подзабытой в век цифровых технологий пленки: сетчатка сработала, а в качестве проявителя — талант, интуиция, опыт.
Что до натур, менее чувствительных к явленному в красках образу — нас с вами, то к зрительному ряду совершенно не будет лишней качественная аннотация. Можно в письменной форме. Как введение в божественный древний и поэтому непонятный мир.
Так вот, есть хорошая новость: издан альбом «Иконостас собора Рождества Богородицы Антониева монастыря». Это плод творчески-коммерческого сотрудничества нашего музея с московским издательством Сергея Верхова. Вы спросите, кто он? Представьте себе, просто ИП. Которому почему-то очень необходимы такие проекты — это была его идея по выпуску серии иллюстрированных изданий, посвященных сохранившимся иконостасам замечательных древнерусских храмов-памятников.
— Примечательно, что серия была открыта альбомом «Иконостас церкви Петра и Павла в Кожевниках», — говорит старший научный сотрудник НГОМЗ Юлия КОМАРОВА. — Опубликованы также альбомы, посвященные иконостасам Софийского собора — Большому Успенскому и придела Рождества Пресвятой Богородицы. А с учетом последнего по времени издания, рассказывающего и показывающего иконостас главного храма Антониева монастыря, в серии из двенадцати альбомов уже четыре посвящены новгородским памятникам.
Как и предыдущие, новый альбом прекрасно иллюстрирован. Текстовый материал подготовлен творческим тандемом новгородских искусствоведов Юлии Комаровой и Елены Игнашиной. Издание адресовано широкому кругу интересующихся отечественной культурой. Судьба иконостаса, неотрывно связанная с судьбой самого собора и монастыря, прослеживается в развитии. К сожалению, невосполнимо мало известно о начальном этапе — XII веке.
Замечательный русский реставратор Владимир Сарабьянов на основании исследований предположил наличие в первоначальном убранстве храма двух крупных настолпных образов — Спаса и Богоматери. Но гипотеза — не повод для реставрации. А вот иконостас XVI века сохранился достаточно полно (некоторые иконы исключили из иконостаса при переделке в 1716 г.). И его можно видеть в экспозиции музея.
К слову, там продолжается выставка «От обители земной к обители небесной», посвященная 900-летию собора Рождества Богородицы Антониева монастыря и 825-летию Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря, на которой представлены святыни, связанные с именами преподобных Антония Римлянина и Варлаама Хутынского. Выставка была открыта еще в сентябре прошлого года, на который выпали юбилейные даты. Собственно, юбилей все еще продолжается, ведь собор Рождества был заложен преподобным Антонием в 1117 году, а освящен епископом Иоанном в 1119-м. И альбом-путеводитель по иконостасу собора — очень даже ко времени.
Фото Василия ПИЛЯВСКОГО