Надежда ДЗЮБА подарила музею триптих, награждённый медалью Министерства культуры РФ
В Новгородском музее-заповеднике 16 марта начала работу выставка, приуроченная к юбилею заслуженного художника России, члена Союза художников России Надежды Дзюбы. В экспозицию вошли тридцать тканых полотен — от самого первого, созданного в 90-е годы, до последнего на данный момент, датируемого 2017 годом.
— Название выставки «Жизнь на шпалерах» очень многими, кто читает, ассоциативно воспринимается как «Жизнь на галерах», то есть тяжелый труд. И действительно, работа художника, посвятившего себя этому направлению декоративно-прикладного искусства, очень трудная, кропотливая. Требуется не только умение образно представить картину, нарисовать, но и выткать это. Надо иметь огромное терпение, чтобы сохранить изначальный творческий импульс и довести работу до конца, — рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Татьяна ВОЛОДИНА.
С текстилем Надежда Дзюба работает с детства. Она пробовала разные техники, какое-то время серьезно занималась пошивом костюмов, но лишь создание гобеленов помогло ей в полной мере раскрыть свой талант.
Многие полотна художницы связаны с Великим Новгородом. Сама она говорит, что, хоть и не родилась здесь, древняя земля воспитала ее, научила видеть уникальность города. Вот почему на юбилейной выставке хватает работ, посвященных Новгороду. За одну из них, триптих «Троицкий раскоп», Надежда Дзюба в 1997 году получила медаль Министерства культуры РФ. В день открытия выставки художница передала его в дар музею.
Еще один мотив творчества Надежды Дзюбы — мир природы. Гобелены ее «природного» цикла передают своеобразие каждого времени года, красоту лугового разнотравья, звук первой весенней капели, жар июльского солнца. Даже силуэты женщин, изредка включаемые в композицию, воспринимаются как порождение вьюги и ветра, как часть природы.
По словам Надежды Дзюбы, на создание одного полотна уходит от пары месяцев до полугода — в зависимости от размера. Своим любимым материалом она называет лен. И тут же добавляет, что при создании современного гобелена в принципе можно использовать что угодно — шерсть, кожу, модный в 90-е годы люрекс... Некоторые художники вплетают в ткань бумагу, веревки, кто-то выткал гобелен из проволоки. Сама Надежда Викторовна, чтобы передать в своих работах атмосферу древнего города, иногда использует предметы из археологических раскопок: кусочки металла, дерева, керамики, бересты.
Фото Владимира МАЛЫГИНА
Надежда ДЗЮБА, заслуженный художник России:
— Эта выставка — юбилейная, а в юбилейный год принято подводить итоги, оглядываться назад, оценивать свои работы. Поэтому я выставила на суд зрителей полотна, созданные за многие годы. В основном в экспозицию были отобраны работы, которые связаны с Великим Новгородом. Эта тема для меня важна, и я решила посвятить выставку любимому городу.