В новом сезоне театр для детей и молодёжи «Малый» покажет мюзикл и привезёт спектакли со всего света
Очередной, 29-й по счёту, театральный сезон «Малый» открыл ещё 8 сентября. Поздно вечером давали «Изгоя» по Говарду Лавкрафту. А уже через неделю на сцене театра для детей и молодёжи представили премьеру — спектакль для любителей скорости и движения «Я не тормоз» по книге Нины Дашевской.
О том, что ещё ждёт новгородцев в новом сезоне, рассказала художественный руководитель театра для детей и молодёжи «Малый» Надежда АЛЕКСЕЕВА.
— Книги Дашевской сегодня — одни из лучших в сегменте подростковой литературы. Автор входит в число писателей, чьи тексты вызывают восторженные отзывы читателей разных возрастов. Надежда Вениаминовна, как вы выбираете книги, по которым будете делать постановки: отслеживаете новинки, проводите опросы?
— Всегда важно быть открытым книгам, текстам, событиям, которые происходят вокруг тебя. Ведь в основу постановки иногда могут лечь и вовсе документальные истории, как это было, например, со спектаклем «Ради бега». Там за основу была взята газетная статья о победах новгородского пенсионера-марафонца. Надо слышать время. Интересных книг много. Я их складываю в стопочку в надежде, что скоро прочитаю. Но руки до них, бывает, доходят не скоро. Что касается книги Дашевской, то с этой историей нас познакомила актриса Марина Вихрова. Когда я прочитала книгу, то поняла, что история полета, движения, рассказанная в ней, очень созвучна с творческой профессией. И мы приступили к работе.
— В новом сезоне новгородцев ожидает немало премьер: классика Пушкина «Руслан и Людмила» и «почти мюзикл» по книге Кейт ди Камилло «Удивительное приключение кролика Эдварда», где будут задействованы сложные куклы-марионетки... Возможности ваших актёров безграничны.
— У них у всех есть актёрское образование. А современный театр очень широк по жанрам. И если мы хотим что-то открывать новое для себя, то это надо делать, пробовать, репетировать. Конечно, марионетки, задействованные в нашей постановке, будут не такими сложными, как в кукольном театре Образцова, например. Но все равно это кукла, которая требует определенных навыков, ими мы сейчас и будем овладевать. Создать кукол и научиться с ними работать нам помогут коллеги из латвийского кукольного театра.
А что касается пения, то здесь всё дело в искусстве подачи, образе. Я не говорю, что мы в совершенстве овладеем оперным пением, но драматический актёр таков, что если он научится брать хоть одну ноту — всё остальное он доиграет. В общем, нам ничего не страшно.
— В планах театра «Малый» значится и развитие актерского образования в Великом Новгороде. На это направлен ваш проект «Открытый театр». Что он будет собой представлять?
— Учащиеся 11-х классов, которые планируют своё будущее связать с театром, могут более свободно посещать наши спектакли, для них будут проходить мастер-классы, круглые столы. И в будущем эти молодые люди смогут обучаться на базе нашего театра, а сдавать сессии в Российском институте сценических искусств в Санкт-Петербурге (РГИСИ), старейшем высшем учебном заведении, обучающем театральным специальностям. Это так называемая очно-заочная форма обучения. И в будущем, мы надеемся, кто-то из этих ребят пополнит труппу «Малого». Для нас это не первый опыт. Так, в НовГУ и новгородском театре «Малый» с 2001 года существовал актерский курс, первым мастером которого был знаменитый театральный педагог и режиссер Зиновий Корогодский. Выпускники того курса стали ведущими молодыми актерами нашего театра. Последний выпуск курса состоялся в 2010 году.
— Несомненно, главным событием этого сезона станет XV Международный театральный фестиваль «Царь-сказка», который пройдёт в апреле 2019 года. Постановки из каких стран будут представлены в афише?
— Мы сейчас собираем программу российских спектаклей, программа иностранных спектаклей, мы надеемся, пополнится, например, спектаклем из Японии, который мы сейчас отобрали на Окинаве, где были с гастролями. Это яркая музыкальная история с национальным японским колоритом именно Окинавы. На основе легенд о влюбленном рыбаке создается спектакль о свадебных традициях, наполненный живой музыкой и танцами. В этом году мы вошли в официальную программу Года России в Японии и надеемся, что сможем представить не только свои спектакли японскому зрителю, но и привезти частичку Японии новгородцам. Если все сложится удачно, мы представим проект «Французский фокус» совместно с Французским институтом в Санкт-Петербурге — ради этого мы посещали летом Авиньонский фестиваль и встречались с АССИТЕЖ Франции, проект посвящен разным сторонам современного французского театра. Ведем переговоры с театрами из Германии и Бельгии, готовимся привезти театр из Италии.
Также в программе запланированы проведение встречи Исполнительного комитета АССИТЕЖ (Всемирной ассоциации театров для детей и молодежи), лаборатории молодой критики, лекции, встречи театральных специалистов России, Европы и Азии.
Юбилей фестиваля придется на Год театра в России, и мы надеемся, что фестиваль получит дополнительное финансирование при включении в официальную программу Года театра 2019 года.