Пятница, 19 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Закономерности истории

Год за годом фестиваль «Вече» призывает новгородцев помнить о корнях и двигаться вперёд

Накануне в Великом Новгороде завершился XII Всероссийский фестиваль исторических фильмов «Вече». Его программа включала в себя десятки встреч и показов на различных площадках города и области. Казалось бы, за последние годы фестиваль немного набрал в весе и стал более представительным, но бессменный президент «Веча» актриса и кинорежиссёр Светлана ДРУЖИНИНА утверждает, что нынешний формат мероприятия — это всё ещё «предподготовительный» период работы. Однако демонстрировать будущие козыри не спешит.

— Светлана Сергеевна, от года к году вы постепенно наращиваете масштаб события. Откуда черпаете ресурс?
— Я не знаю точно, как это получается. Об этом и задумываться не надо, надо просто делать. Всё приходит с опытом. Я надеюсь, что вам, зрителям, не очень бывают видны наши накладки, тем более что мы легко и талантливо стараемся выходить из положения. Всё то, что происходит, мы делаем с надеждой на хорошее отношение со стороны жителей Великого Новгорода.

— А на сегодняшний день есть ли ощущение поддержки от принимающей фестиваль стороны?
— Да, сейчас я могу сказать, что есть. В этом году у нас сформировалась и своя новгородская команда, которая очень помогает в решении технических вопросов. Есть уникальные люди в правительстве региона, которые горят идеей развития «Веча». Я думаю, что когда мы вместе договоримся и найдём более тесные позиции для соприкосновения друг с другом, наша работа будет чётче. Пока я в шутку говорю, что фестиваль живёт в «предподготовительном» периоде.

На открытие фестиваля приехали известные режиссёры, актёры и киноведы

— Нынешний фестиваль — уже двенадцатый по счёту, но вы всё ещё говорите о подготовке?
— Объясняю сразу: раньше «Вече» было вашим маленьким, внутренним, региональным фестивалем, который держался чуть ли не исключительно на энтузиазме кинотеатра «Россия». Несколько лет назад мы всерьёз начали работу здесь. И это был тяжёлый труд. У нас было весьма скромное финансирование и мало помощников. Мне пришлось всё вытягивать самой. К счастью, появилась поддержка. Сейчас идёт третий общероссийский фестиваль, выросший из регионального.

— Это открывает для нас какие-то перспективы?
— На тему вашего фестиваля мы общались, к примеру, с министром культуры России Владимиром Мединским. У вас здесь очень мощное отделение Российского военно-исторического общества. Ведь Великий Новгород — это город не только исторической, но и воинской славы. И это совершенно заслуженно. К тому же в следующем году мы будем отмечать 1160-летие самого Великого Новгорода, что вызывает интерес и министерства культуры, и Военно-исторического общества. Прошлое и настоящее города — это одна из тех интонаций, что позволяет нам увеличивать масштабы кинофестиваля и расширять его возможности. Потому что историческое кино, безусловно, необходимо. Потому что мы должны знать, откуда пришли в день сегодняшний. К сожалению, многие давно об этом забыли — забыли свои корни.

— А историческое кино всерьёз способно напомнить?
— В этом году мы общались с большим количеством новгородских школьников в рамках круглого стола. Обсуждали, откуда мы родом, я рассказывала, почему делаю кино на исторические темы, для чего столько внимания уделяю документам.

— Действительно, нужна ли историческому кино такая скрупулёзность, когда на первый план всё равно выходит зрелищность?
— Внимание к документам и мелочам нужно для того, чтобы подрастающее поколение умело с чувством собственного достоинства отстаивать свои жизненные позиции, знало свои земли и свою веру.

— На ваш взгляд, эти посылы находят отклик в душах молодого поколения?
— Молодёжь сейчас разная, впрочем, она и была разная. Всегда. На брюзжание стариков «...да, были люди в наше время» мы условно сделаем скидку, потому что всем кажется, что раньше было лучше. Мы и впрямь меняемся, время меняется, но это не значит, что поколения становятся хуже или лучше. Информационный план поднят сейчас на невероятную высоту. В льющейся на человека информации нужно не утонуть. Нужно научиться её распознавать, владеть ею. А нам надо искать подход к молодым, загруженным информацией в том числе. Я считаю, что мы работаем в ногу со временем.

— Насколько современен, актуален, уникален проект «Вече»? Ведь свои кинофестивали есть у многих городов России.
— Да, фестивалей очень много! И все они разные. Выборгскому фестивалю «Окно в Европу» — уже 25 лет, примерно его ровесник — питерский фестиваль кино, есть уникальный фестиваль кино и театра «Амурская осень» в Благовещенске, «Киношок» в Анапе... Я могу продолжать... Все фестивали очень разные. Ваш ещё очень молодой. Но у него есть своя изюминка, не случайно я к вам сюда «прибилась» и терпеливо развиваю площадку здесь. Потому что Великий Новгород — это уникальнейший город, начало начал. Исток очень многих наших российских столпообразований.

На открытие фестиваля приехали известные режиссёры, актёры и киноведы

— Выступая со сцены, да и в нашем разговоре вы наделяете город многими лестными эпитетами. В то же время сами горожане нередко занимают умеренную позицию в оценке достоинств Великого Новгорода...
— Это неверно. Я не только новгородцам, но и руководителям вашей области говорю: вам никуда не деться, у вас очень мощный, богатый регион. Я недавно посмотрела по телевизору программу про вашу губернию и могу сказать следующее: у вас всё было! И рыболовство, и птицефабрики, и промышленность. Да, были годы, когда всё это оказалось разрушенным, но когда это было? Давайте не будем останавливаться, давайте восстанавливаться и идти вперёд. Совместно! Мне нравится, что ваш молодой губернатор ищет новые пути развития. Думаю, ему очень важна обратная связь.

— Возвращаясь к кино, не могу не спросить о вашей нынешней работе.
— Работа идёт! Находясь в очень непростом финансовом положении, мы всё же приступили к работе над четвёртой частью «Гардемаринов». Картина сложная и большая, но мы начали, потому что иначе будем ждать и ждать. И ожидание может длиться бесконечно. Сейчас думаем, не заняться ли нам краудфандингом. Мне когда-то сказал покойный ныне Ролан Быков, а ему очень нравились «Гардемарины», так вот он сказал: «Что ты ноешь? Вот объяви клич в народ! В России есть сто пятьдесят миллионов жителей, каждый любит твоё кино, даст тебе по рублю, и ты всё снимешь!». Сейчас мне предлагают открыть счёт для пожертвований средств на проект, и мы готовим сайт, посвящённый «Гардемаринам», — намерены через эту систему общаться со зрителем. События в четвёртой части будут разворачиваться во время второй Русско-турецкой войны, когда, после провозглашения манифеста Екатерины II о присоединении Крыма к России, турки без объявления войны напали на полуостров. Упорная борьба за Крым породила множество международных интриг вокруг российского престола. Согласитесь, в истории прослеживаются некоторые закономерности.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года