Суббота, 20 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Драгоценный свинец

и прочие атрибуты «Эволюции власти»

Недавно в постоянной экспозиции Новгородского музея-заповедника появился новый раздел, посвящённый сфрагистике и нумизматике.

В фондах музея, обладающего одним из богатейших собраний в стране, хранятся 2200 вислых печатей, около 1100 древнерусских пломб и более 120 тысяч монет. На выставке представлена лишь небольшая часть — около 1200 экспонатов. Но этого достаточно, чтобы создать целостную картину «Эволюции власти» Древней Руси, атрибутами которой являются утверждавшие документы печати и находившиеся в денежном обращении монеты.

— Так уж сложилось, что до наших дней дошло крайне мало документов, — рассказывает один из авторов выставки, старший научный сотрудник НГОМЗ Вячеслав ВОЛХОНСКИЙ. — Они часто погибали в пожарах или просто выбрасывались за ненадобностью, а скреплявшие их свинцовые печати сохранялись гораздо лучше. В итоге на несколько сот письменных документов, относящихся к периоду до конца XV века, мы имеем около 10 тысяч печатей, показывающих, что Русь была цивилизованной и развитой в плане деловой жизни. Благодаря этим материальным свидетельствам можно судить о культурных контактах Древней Руси, находя на печатях и монетах античные, византийские или европейские художественные сюжеты. Ранние печати позволяют нам лучше понять процесс христианизации Руси. Первые печати после Крещения копируют пышное оформление византийских оригиналов с изображениями правителей и их высокими титулами. Но к концу XI века князья демонстрируют истинно христианское смирение и скромность. В качестве примера вспомним надпись на печати Владимира Мономаха: «Господи, помоги рабу своему Василию» (имя князя во крещении).

— А если говорить собственно о власти...

— Четко прослеживается развитие вечевых структур Новгорода. Со второй половины XIII века в новгородском делопроизводстве печати посадников, тысяцких и наместников постепенно вытесняют печати князей. Обращает на себя внимание значительная роль Церкви. Например, в фондах музея хранится уникальная коллекция печатей, найденных при раскопках в Торжке, исторически являвшемся южным пригородом Новгорода. Так вот, роль местных администраторов там принадлежала наместникам новгородских архиепископов. От имени владык наместники утверждали не только церковные, но и светские деловые документы. Иными словами, печати информируют нас о существовании целого института власти. А заодно позволяют лучше понять отношение новгородцев к Церкви, которой доверяли не только заботу о душе, но и часть вполне земных хлопот.

— Древние монеты — не менее красноречивые свидетели эпохи?

— Конечно! Скажем, изменение веса отражает сложные процессы, происходившие в экономике государства, а изображения и надписи говорят нам многое об идеологии и политических амбициях правителей.

— Средневековые кризисы?

— Примерно так. Феодальные войны, нестабильность... В первой половине XV века московская денга полегчала более чем вдвое: была около 1 грамма, а стала всего 0,39. А вот в Новгороде, начавшем чеканить собственные монеты несколько позже Москвы, согласно летописи — в 1420 году (в следующем году будем отмечать 600-летие), вплоть до его покорения московскими князьями вес монет оставался стабильным.

— Почему, кстати, мы «отстали» от белокаменной по срокам? Это такая историческая новгородская осмотрительность?

— Собственная чеканка монет была делом сложным. У наших соседей в Ливонии, чьими артигами пользовались новгородцы, получалась не блестяще: и проба серебра была не высока и подделок немало. И поэтому, как пишет летописец, «начаша новгородци торговати денги серебряными, а артуги попродаша немцом». Денежная политика действительно требует осмотрительности. Вспомним, как при государе Алексее Михайловиче отказались от серебряных денег, стали чеканить медь по курсу серебра. Чем закончилось? Небывалой для XVII века инфляцией, обеднением населения. И в результате — Медным бунтом. Потом вернулись к серебру и меняли накопленные людьми медные деньги по грабительскому курсу: сто к одному.

Примерно по тому же поводу и нынешним россиянам, не жившим при Тишайшем царе, есть что вспомнить. Но даже грустная история остается историей. И в ней всегда есть позитив, ведь нам с вами, наверное, не хотелось бы жить на Руси под предводительством Святополка Окаянного и даже в Британии, когда королем там был какой-нибудь Этельред Неразумный. Их «атрибуты власти», кстати, соседствуют на музейном стенде.

Сребреники князя Владимира конца X века, западноевропейские денарии X–XI веков, платежные слитки XII — середины XIV веков, монеты Москвы, Твери, Нижнего Новгорода, Ярославля, Пскова. Печати Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского. И многое-многое другое, с чем посетители выставки могут познакомиться в буквальном смысле поближе. Поскольку проблема показа решена с помощью современных увеличительных луп и мультимедийных средств.

Новая экспозиция подготовлена при поддержке Министерства культуры РФ.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года