Пятница, 29 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Ключевой момент

Музей-заповедник представил посетителям коллекцию замков

Время святочных гаданий уже позади, но те, кому по-прежнему хочется узнать свою судьбу, могут сделать это на новой выставке, открывшейся 25 января в церкви Жён-мироносиц на Ярославовом Дворище. Тут поджидает посетителей деревянная шкатулка. В ней — замок и несколько ключей. Надо загадать желание и взять наугад один. Если он подойдёт и замок откроется, значит, задуманное исполнится.

Впрочем, и те, кто не хочет искушать судьбу, найдут здесь для себя немало интересного. На выставке собрано более 50 запорных устройств, которые использовались в Новгородской области. Тут и простейшие щеколды, и замки с ключами, и просто ключи, без замочных механизмов.

— Выставка называется «Запор да замок — святое дело». Надо сказать, что это не единственная русская пословица, которая посвящена запорным устройствам. Есть и такая: «Мал запор, да велик город держит». Замок и ключ на протяжении многих веков являлись символами власти и богатства. Если говорить о самом древнем замке, ему 4 000 лет. Первые замки были деревянными, больше всего их найдено в Египте. Со временем стали появляться металлические детали и замки, полностью выполненные из металла, — рассказала старший научный сотрудник музея «Витославлицы», куратор выставки Татьяна КЛИМОВА.

Экспозиция получилась небольшой, но содержательной. Каждый замок — со своей историей. Обойдя всю выставку, можно проследить, как менялось устройство запорных механизмов с IX по XX век. Многие замки и ключи — замечательные образцы слесарного дела и ковки.

Первоначально замки ковали вручную. Занимались этим кузнецы или замочных дел мастера. Постепенно труд кустарей вытесняло развивающееся фабричное производство. Наиболее известные российские центры замочного производства находились в селе Павлово Нижегородской губернии, Тихвине Новгородской губернии, Каргополе Олонецкой губернии, Москве, Туле, на Урале. Сохранились фотографии, на которых видно, как было организовано производство. Они тоже представлены на выставке.

К слову, новгородские крестьяне использовали замки и ключи не только по прямому назначению. Им нашлось место и в обрядовой культуре.

— Ключ широко использовался в качестве оберега, — говорит Татьяна Климова. — Благословляя невесту, у нее на поясе иногда замыкали замок, тем самым оберегая ее от всех напастей. Другой пример: когда после венчания молодые выходили из церкви, на порог клали замок, закрывали, а ключ бросали в источник. Такой же обряд иногда использовали пастухи. Обходя свое стадо, они клали на пути замок, тем самым преграждая дорогу диким зверям, которые могли напасть на овец. А во время больших эпидемий оспы закрытый замок вешали на скобу двери, тем самым оберегая дом от болезни.

Добавим, выставка будет работать до 2 апреля.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Новгород занимает особое место в творчестве Анатолия Васильева.

Акварель и серебро

Какой получится выставка, если на ней соединить изобразительное и ювелирное искусство?

13.03.2024 | Культура

Спросите у «Совести».

Весеннее настроение создала в Демянске художественная выставка, хотя она и «Вне времени»

Наверняка были желающие спросить художницу Ольгу Гусеву и о том, почему люди на её картинах похожи на кукол — у них нет ...

06.03.2024 | Культура

Подготовка к постановке спектакля началась ещё в 2023 году. В октябре заведующая музеем Евгения Дронникова, автор проекта Алексей Ведяничев и художник Кирилл Волков приезжали в Гверстянку, чтобы «привязать» сценарий к историческим интерьерам.

Воспоминания старого портрета

О тайнах «английского замка на Мсте» расскажут боровичанам его обитатели

21.02.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года