Пятница, 19 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Зрителю требуется квалификация,

или Почему на отчётной выставке новгородские художники демонстрируют «проходные» вещи

В Новгородском Центре современного искусства (ЦСИ) в трех из пяти действующих залов разместилась отчётная за прошедший творческий сезон выставка членов регионального отделения Союза художников России. Более 50 авторов, разные жанры, техника, материалы...

Не спеша перехожу от картины к картине, из одного помещения — в другое. Вот и конец просмотра. Прислушиваюсь к своим ощущениям. Из всего этого массива зацепили лишь отдельные работы. Почему так?

— Вероятно, потому, что очень мало тематических полотен, смысловое содержание которых заставляет зрителя задуматься, — рассуждает присоединившийся к осмотру руководитель Центра Сергей ПУХАЧЁВ. — В прошлые годы мы сами дважды объявляли художникам направление будущей отчетной выставки. И получали картины. Но признаюсь, непросто было убедить некоторых новгородских живописцев задаться темой. И от этой идеи пришлось отказаться.

По словам собеседника, обращают на себя внимание немногие работы, возможно, еще и потому, что в залах предостаточно «проходных» полотен из разряда «рабочей кухни» художника. И вот тут возникает вопрос: зачем подобные картины демонстрировать на отчетной выставке? Ответ, возможно, кроется в датах их создания — не так уж и много полотен, написанных в последние годы.

Но меж тем, по утверждению искусствоведа Сергея Пухачева, абсолютно все произведения сделаны в высшей степени профессионально. А иначе и быть не могло.

— Чтобы понять мастерство автора, нужно оценить его натюрморт. И да, мы видим здесь, например, в развитии идею красоты белого лепестка или тени, падающей на стену. Есть безупречные по цветовому решению картины. Однако что стоит за этой красотой? Был период времени, когда советские идеологи требовали от художников изображать рабочих и колхозниц, доменные печи и молочные фермы. Живописцы, хоть и подчинялись приказам, внутренне им сопротивлялись и рисовали яркие натюрморты, пейзажи. Тогда это было оправданно. Но шло время, ситуация кардинально изменилась. При этом складывается такое ощущение, что некоторые творцы задержались в том периоде: пишут всё те же приятные глазу открыточные сюжеты. Публика же ими уже пресытилась, ей хочется серьезных тем.

Квалифицированный зритель со стажем, вероятнее всего, пройдет мимо хорошо написанных интерьерного натюрморта, пейзажа, портрета и остановится у работы, если и не тематической, то точно экспрессивной, противоречивой.

Сергей ПУХАЧЕВ:

— В этом году Центру современного искусства исполняется 10 лет. И мы к сентябрю хотим подобрать выставки, которые без слов сказали бы, что живопись — это не кабинетные упражнения, а сложное и серьёзное дело.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года