Четверг, 25 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Коты и люди,

или Роман о бездомном Савелии и его большой любви

Роман «Дни Савелия», написанный профессиональным актёром Григорием Служителем (что само по себе заслуживает внимания), уже с обложки вводит читателя в курс дела: «О котах и людях. И те и другие играют чью-то жизнь».

Успешный актёр, перевоплотившийся в писателя, а затем влезший в шкуру кота Савелия; классическое название, отсылающее то ли к «Дням Турбиных», то ли ещё дальше; более чем благосклонное вступительное слово от Евгения Водолазкина, мэтра современной русской литературы… Все эти аргументы, собранные вместе, легко перевешивают чашу весов — книгу нужно прочесть. Если у вас в анамнезе есть ещё и любовь к котам, то шансов уйти от чтения романа нет уж точно. Впрочем, традиционной «мимимишности», окружающей с подачи человека хвостатых домашних тиранов, в «Днях Савелия» нет и в помине.

Но что же там, в конце концов, есть? Прежде всего — то пограничное состояние, когда ты, только что в голос смеявшийся над книгой, вдруг остановившимся взглядом смотришь в одну точку, в приступе всеобъемлющей, неизбывной тоски.

Дворянин, кот Савелий, названный так своей мамой в честь творога «Савушкин», с детства не такой, как все, потому что родился зрячим, потому что изъясняется изысканным, литературным, пожалуй, даже немного старомодным языком, к месту цитирует классиков, не лишён музыкального вкуса, прекрасно ориентируется в старой Москве. Список явных и тайных достоинств Савелия можно было бы продолжать и дальше, если бы не звучащий всё громче вопрос: «В чём коллизия?». Не читать же нам и правда страница за страницей о том, как котяра Савелий метит хозяйские тапки? Конечно, нет.

Савелия, естественно, окружают люди. Более того, решающие повороты в жизни Савелия, привыкшего жить, как и все его сородичи, «сам по себе», происходят, увы, именно под влиянием человека. И вот этот взгляд на человека, иногда со дна коробки из-под бананов, в другой раз — с книжной полки, а иногда и вовсе из ледяного сугроба, показывает нас с непривычного ракурса. В глазах кота мы все оказываемся какими-то не такими, и об этом приходится думать.

Смотря на человека и мир людей глазами Савелия, читатель, несмотря на частности, увидит любовь. Сам главный герой не единожды сообщает нам о том, что не испытывал ненависти даже в тех ситуациях, когда люди давали ему право на это сильное чувство.

Савелий благодарен миру. И Савелий любит. Звучит это, пожалуй, наивно и, может быть, смешно, особенно если вспомнить, что наш главный герой — кот. Но страница за страницей Григорий Служитель приводит читателя в такое состояние, что после завершения книги на своего домашнего питомца хочется взглянуть другими глазами. Не между делом потрепать по холке, подбросив корма, но посадить рядом, поговорить по душам и обязательно попросить прощения.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года