Вторник, 16 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Который гуляет сам по себе,

или 60+ страничек кошковости на сцене

Прежде чем отправиться на первую премьеру в этом 30-м юбилейном для театра для детей и молодежи «Малый» сезоне, взялась за книгу известного британского автора Энн Файн «Дневник кота-убийцы» — новый спектакль именно так и называется. Писательница новгородской труппе дала разрешение на сценическую постановку придуманных ею историй про проказы домашнего кота Таффи. К слову, «Малый» — первый в России театр, взявшийся за это произведение Энн Файн.

Что можно сказать про книжку?

«Ой, да ладно, я вас умоляю. Да, я убил птицу. Ну так повесьте меня! В конце концов я же кот. По сути дела, это моя работа — подстерегать в саду пухлые, нежные — нямр-ням — пернатые пирожки, которые с трудом перепархивают с одной живой изгороди на другую. И что, скажите, мне было делать, когда один такой утыканный перьями малыш прямо-таки ринулся мне в пасть? Говорю вам, он приземлился мне на лапы. Он мог меня поранить...».

Ничего себе начало детской книжки — прямо скажем, с криминальным началом! Это была первая мысль, мелькнувшая в моей голове. Однако я утвердилась в желании узнать, что же будет дальше. А дальше круговорот безобидных, по убеждению Таффи, шалостей — ну подумаешь, притащил в дом и уложил на ковер на всеобщее обозрение мертвую птичку, мышку, кролика... В конце концов он же кот.

Не Энн Файн принадлежит первенство в литературном приеме — взгляд на жизнь глазами животных, но она умело и с юмором его применила. И то, что текст в основном представляет из себя монолог от первого лица, точнее — кошачьей морды с редкими репликами членов его человеческой семьи, совсем не мешает восприятию, напротив, добавляет динамики сюжету и держит внимание читателя, даже взрослого.

Одно плохо: только вошла во вкус — книжка закончилась. Захотелось продолжения.

Что можно сказать про спектакль?

А продолжения есть. На русский язык переведены еще четыре книги Энн Файн про Таффи: «Возвращение кота-убийцы», «Ответный удар кота-убийцы», «День рождения кота-убийцы» и «Кот-убийца и Рождество».

Основу спектакля хоть и составил «Дневник кота-убийцы», но, как рассказали в театре, добавлены были и другие истории про этого пушистого возмутителя домашнего спокойствия.

Неделю из жизни Таффи и его семьи на сцене представили всего пять актеров. Кристина МАШЕВСКАЯ, которой досталась главная роль и с которой она отлично справилась, сказала, что впервые прочитала историю «Дневник кота-убийцы» весной этого года, когда книга только появилась в продаже в русском переводе:

— Она понравилась мне своим юмором и неоднозначным взглядом на кошачий мир. Жаль, что не прочитала «Дневник», будучи ребенком — в Великобритании книга была издана еще в 1994 году, потому что, как мне кажется, это важная история про то, как относиться к животным, как видеть в них не игрушку, а домашних любимцев со своим характером, как уважать их.

Тенденция последнего десятилетия: книги, игры, спектакли, адресованные юной аудитории, любопытны и взрослым, потому что часто поднимают темы, в которых порой и людям, умудренным жизненным опытом, разобраться непросто. Поэтому неудивительно, что в зале были не только детсадовцы, младшие школьники, их родители, но и старшеклассники, студенты, семейные пары.

Казалось бы, всего-то — рассказы о проделках хулиганистого кота, но в одних моментах он уж очень напоминает ершистого подростка, встречающего в штыки всё, что ему советуют родители. А в других — непоседу помладше, который превращает в игровое поле всё вокруг. «Ну так окуните мне усы в отбеливатель. Да, я срезал путь прямо через холст. Вот лежит он на каменном полу, весь такой красивый, аккуратно натянутый, белый и — ну да — пустой. Наверное, я просто задумался о чём-то, когда наступил на тюбик синей краски — по ошибке, перед тем как пройти через холст к калитке. И всякий может оступиться на тюбике с красной краской, если поспешит назад, учуяв рыбный запах из мусорного бака. И разве это преступление — поскользнуться на тюбике с жёлтой? Ведь когда бросаешься за бабочкой, ничего уже не видишь вокруг. Я же не нарочно...».

В общем, «НВ» рекомендуют «Дневник кота-убийцы» и его продолжения к прочтению и к просмотру спектакля на сцене театра «Малый».

РЕКЛАМА

Еще статьи

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Новгород занимает особое место в творчестве Анатолия Васильева.

Акварель и серебро

Какой получится выставка, если на ней соединить изобразительное и ювелирное искусство?

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.04.2024 года