Пятница, 29 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Облучены на сотрудничество

Новгородские памятники рассмотрели под французским микроскопом

Четыре дня в октябре в рамках проекта российско-французского сотрудничества, поддерживаемого РАН, в Великом Новгороде работала мобильная исследовательская лаборатория исторических памятников из Парижа. Был проведен ряд исследований на базе Новгородского музея-заповедника.

Мобильная лаборатория — это национальная служба при министерстве культуры и коммуникации Франции. Это — высококлассные специалисты, использующие современнейшее оборудование. Это — вообще говоря, Лувр.

Хозяева — археологи, музейщики, реставраторы — предложили решить несколько исследовательских задач, французы «раскрыли свои чемоданчики» и...

— Это был фестиваль науки, — сказал доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН Владимир СЕДОВ.

И в качестве примера привел рукав архангела на одной из древнерусских икон: там под зеленым проступает небесная лазурь. Оборудование, имеющееся у французов, позволяет сделать некий условный технический разрез красочного слоя. Мечта реставратора!

— У нас был свой специфический интерес относительно возможностей французского оборудования, — отметила заведующая Центром реставрации монументальной живописи НГОМЗ Тамара АНИСИМОВА.

— Можно ли определить связующее вещество в составе краски? Из этого следует другой вопрос: есть ли у нас, как в Италии, чистые фрески, то есть когда пигмент связывается непосредственно с сырой штукатуркой? Хочется знать как можно больше о материалах и технике древних мастеров. Или такой прикладной вопрос: как выявлять пустоты под росписью в древних храмах? Можно, конечно, делать это по старинке — простукиванием. Но ведь техника наверняка решит задачу точнее.

Специалисты мобильной лаборатории изучали фрагменты фресок храма Благовещения на Рюриковом городище и Георгиевского собора Юрьева монастыря, надписи на иконах Софийского собора, музейные экспонаты, археологические находки, в том числе — берестяные грамоты.

Словом, загрузили французов очень плотно. Но гости были не в обиде. Напротив, глава делегации, руководитель лаборатории в Департаменте исследований министерства культуры Винсент ДЕТАЛЛЬ отметил, что «в Великом Новгороде всё было легко»: приятно общаться с высокопрофессиональными коллегами, с которыми всегда можно найти общий язык, очень интересно работать с уникальными памятниками.

На пресс-конференции по итогам этой работы не звучало таких терминов, как рентгенфлуоресцентный анализ или оптико-когерентная томография. Непосвященному подобное мало что скажет, а специалисты и так, что называется, в курсе. На самом деле существуют и отечественные технологии, и приборы — аналоги тех, что демонстрировали французы. Наши реставраторы имели возможность убедиться в этом, участвуя в симпозиуме в Курчатовском институте. Например, демонстрировался прибор, с помощью которого можно «разбинтовать» мумию — это тоже наисовременнейшая технология неповреждающего воздействия в процессе исследования. И, конечно же, за такими умными приборами — будущее. Разница между французами и нами в данное время заключается ровно в том, что у них новейшие технологии практически уже стали повседневностью, а в нашей стране далеко не каждый крупный музей, обладающий выдающейся коллекцией памятников культурного наследия, может похвастать тем же.

Но! По словам генерального директора музея-заповедника Натальи ГРИГОРЬЕВОЙ, вопрос о повышении технической оснащенности обсуждается, продумывается. И у музея уже есть свои конкретные «бюджетные предложения». Другое дело, что пока нельзя сказать, что именно будет приобретено в первую очередь и когда.

Кто знает, может, в нашем музее ещё появится и что-нибудь из «французского перечня». В любом случае стороны расстались с намерением продолжить понравившийся им опыт сотрудничества.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Новгород занимает особое место в творчестве Анатолия Васильева.

Акварель и серебро

Какой получится выставка, если на ней соединить изобразительное и ювелирное искусство?

13.03.2024 | Культура

Спросите у «Совести».

Весеннее настроение создала в Демянске художественная выставка, хотя она и «Вне времени»

Наверняка были желающие спросить художницу Ольгу Гусеву и о том, почему люди на её картинах похожи на кукол — у них нет ...

06.03.2024 | Культура

Подготовка к постановке спектакля началась ещё в 2023 году. В октябре заведующая музеем Евгения Дронникова, автор проекта Алексей Ведяничев и художник Кирилл Волков приезжали в Гверстянку, чтобы «привязать» сценарий к историческим интерьерам.

Воспоминания старого портрета

О тайнах «английского замка на Мсте» расскажут боровичанам его обитатели

21.02.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года