Пятница, 29 марта 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мария Клапатнюк

Синоним ноября

XXIII Международный театральный фестиваль стал главным культурным событием осени

Любить новгородский ноябрь трудно. Сил на это нужно немерено. Почему? Серость, сырость, темнота, туманы… Спорить с очевидным бессмысленно. В ноябре остаётся разве что выживать. Впрочем, и выживать можно по-разному. Уйти в спячку и закрыться от внешнего, на автомате двигаясь в ожидании перемен, или с пристрастием осмотреться вокруг и найти спасительную соломинку.

«Преступление и наказание» в турецком варианте оказалось куда более кровавым Фото Виталия Левицкого

Международный театральный фестиваль Достоевского — без преувеличения то немногое, за что, пожалуй, можно полюбить новгородский ноябрь. За что ноябрь можно ждать и провожать, немного с грустью, но и с надеждой на будущую встречу.

Вот уже который год новгородская почтенная публика имеет уникальную возможность — вечер за вечером, как на важное свидание, идти промозглыми улицами, кутаясь в тёплые шарфы, встречаться с театрами, везущими в осенний город всё новые интерпретации наследия Фёдора Михайловича. Не замечали? Осенью Достоевский особенно хорош. Что ни говори, а мастеру поразительно идёт это время года.

Время бесов

— Концепция нашего фестиваля в том, чтобы сделать Новгородчину центром притяжения театрального творчества по произведениям Достоевского и показать, что творчество это востребовано не только на территории России. Такая установка впервые была озвучена в 1992 году, на старте. И мы долго бились для того, чтобы фестиваль обрел статус международного, — вспоминает

Он, Она и парашют — тот случай, когда Достоевского не только играют, но и танцуют Фото Виталия Левицкого

Даниил ДОНЧЕНКО, художественный руководитель Новгородского областного театрально-концертного агентства, один из организаторов фестиваля. — Нам было интересно сравнить зарубежное восприятие творчества писателя и наше, потому что это разная ментальность, разная культура. Тексты Фёдора Михайловича очень близки театральным подмосткам и режиссуре, их отличают стремительный сюжет, неожиданные коллизии, оригинальные, бездонные образы, которые притягивают. Как бы ни говорили, что Достоевский не драматург, но драматургам можно у него поучиться.

Год за годом готовя фестиваль, команда проекта сделала для себя неоспоримое открытие: в разные времена существования фестиваля на новгородской земле в его «топ» выходят разные произведения Достоевского. Механизм явления прост: нет внешнего события — текст кажется пресным, но вот что-то происходит — и строки классика снова остры и актуальны. А потому, внимательно вглядевшись в репертуар фестиваля, нетрудно определить, чем сегодня живёт общество, отражённое в зеркале театра. К примеру, в нынешней афише сразу четыре постановки по роману «Бесы». Язык не поворачивается назвать это совпадением.

— Такое нынче время... Причём все «Бесы» разные. Тот факт, что текстам Достоевского больше полутора сотен лет, роли здесь не играет — их актуальность не теряется, — улыбается Донченко. — Кстати, нас иногда упрекают: почему вы привозите одни и те же названия? Но ведь именно это же и здорово. Театральная постановка не пересказывает сюжет. Режиссёр и актёры ищут свои болевые точки, показывают нам, как они понимают произведение. Две постановки по одному тексту могут иметь лишь несколько соприкосновений, а могут и вовсе не иметь.

Любой Достоевский

К слову, в этом году в афише фестиваля уместились два десятка спектаклей от театров России и других государств. Без повторов произведений-первоисточников, понятно, не обойтись. Но попробуй найти среди постановок схожие вещи…

«Дядюшкин сон» Минского драматического театра — редкий пример комедии в афише фестиваля Фото Марины Воробьевой

Достоевский, в котором наряду с актёрским дуэтом «играет» невесомое белое полотно, трансформирующееся на глазах у публики то в погребальные одежды, то в плащ Наполеона, в лохмотья измятой постели, зной июльского Петербурга. Достоевский, протанцованный почти без слов, но так, что зрительный зал сидит в мурашках, наблюдая, как чернота поглощает душу маленького ребёнка. Достоевский, в финале которого звучит песня группы «Кино», а главная героиня Сонечка — точь-в-точь Мальвина с синими волосами. Достоевский, превращённый в кровавый детективный сериал. Достоевский, раздёрганный на восемь частей и собранный в октаэдр. Достоевский, чей герой остервенело и жадно поедает курицу в центре сцены под взглядами публики или несётся навстречу своему концу в невидимом поезде… Абсолютно любой, бездонный Достоевский.

Всякий раз усаживаясь в кресло, зритель рисковал попасть в какую-нибудь переделку — никогда не известно, что там ещё задумают прогрессивные режиссёры.

Пока театры и зрители искали свой подход к Достоевскому и друг другу, команда организаторов фестиваля тоже экспериментировала, осваивала различные формы взаимодействия с аудиторией. Так, в этом году театральная неделя вместила сразу несколько социальных акций — зрителями «Села Степанчикова…» от театра незрячих актёров

«Внутреннее зрение» стали воспитанники новгородских воскресных школ, а спектакль финской труппы «Преступление и наказание», созданный специально для трудной молодёжи, смотрели новгородцы, стоящие на учёте в центрах «Подросток» и «Катарсис».

— У нас нет такой задачи, как коммерциализация фестиваля любыми способами, мы хотим, чтобы с фестивалем соприкоснулось как можно больше разных аудиторий, — рассказала Нина МАРКОВА, генеральный директор Новгородского областного театрально-концертного агентства. — Чтобы люди продолжали знакомиться с текстами и мыслями Достоевского.

О вкусах спорят

Для настоящих любителей творчества русского классика, а также для заядлых театралов команда фестиваля подготовила сразу два онлайн-проекта, которые помогали всем заинтересованным следить за фестивалем. В цикле видеороликов «Кофе с Достоевским» ведущие знакомили зрителей с театральными труппами — участниками фестиваля Достоевского. А поздние эфиры «Ночь с Достоевским» представляли собой обсуждения показанных днём спектаклей приглашёнными профессиональными критиками. Таким образом, зрители получали своеобразный камертон, с которым при желании всегда можно было сверить собственные догадки и эмоции.

— Фестиваль для зрителей — это всегда что-то новое, это возможность расширить горизонты своего восприятия, шанс познакомиться с разными театрами, а не только оставаться в границах привычного, — рассуждает театральный критик и редактор журнала «Сцена» Ирина АЛПАТОВА, ежегодно посещающая фестиваль Достоевского. — Да, это трудно, но быть зрителем тоже надо учиться. Ведь зрители — это важная составляющая театрального мира, а разнообразный репертуар фестиваля — это большой плюс проекта, кроме того, это элемент неожиданности.

Хочет ли зритель хотя бы на один вечер всерьёз с головой окунаться в театральную жизнь и принимать предлагаемые условия — вопрос сложный и, скорее всего, риторический. Однако кое-что можно утверждать наверняка: вкусы новгородской публики весьма разнообразны. Поскольку охотников похвалить, впрочем, как и покритиковать, в избытке находилось после каждого спектакля, независимо от его формы и содержания.

— Тут важна не столько форма, сколько качество спектакля. Если режиссёр плохо представляет то, что делает, то для него всегда велик риск остаться непонятым. Если же он знает, чего и какими средствами достигает, то наверняка сумеет проложить мостик понимания к зрителю. Но ответственности с последнего это не снимает: зрителю тоже нужно развивать вкус и профессионализм, — уверена профессиональный критик.

То и другое понадобится новгородцам в скором времени, хотя бы через год. Ведь как только на фестивальную сцену в последний раз опускается занавес, команда организаторов начинает думать о следующем проекте. Тем более что наш фестиваль наконец-то вышел на тот уровень, когда может позволить себе отбирать спектакли для будущих встреч.

Ирина АЛПАТОВА:

— Исчерпать Достоевского до дна невозможно, поскольку на смену поколению приходит следующее поколение. Оно акцентирует внимание на новых смыслах и новых формах.

Даниил ДОНЧЕНКО:

— Сейчас Фёдора Михайловича понимают больше, поскольку мы вернулись к такой важной составляющей, как православие. Понимать Достоевского без чтения Библии — очень тяжело.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Новгород занимает особое место в творчестве Анатолия Васильева.

Акварель и серебро

Какой получится выставка, если на ней соединить изобразительное и ювелирное искусство?

13.03.2024 | Культура

Спросите у «Совести».

Весеннее настроение создала в Демянске художественная выставка, хотя она и «Вне времени»

Наверняка были желающие спросить художницу Ольгу Гусеву и о том, почему люди на её картинах похожи на кукол — у них нет ...

06.03.2024 | Культура

Подготовка к постановке спектакля началась ещё в 2023 году. В октябре заведующая музеем Евгения Дронникова, автор проекта Алексей Ведяничев и художник Кирилл Волков приезжали в Гверстянку, чтобы «привязать» сценарий к историческим интерьерам.

Воспоминания старого портрета

О тайнах «английского замка на Мсте» расскажут боровичанам его обитатели

21.02.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.03.2024 года